Июл
26
Опубликовано: 26 Июл 2017
Рубрика: Публицистика | Автор: admin

Формулировки биологов, к огорчению, лишены поэтической вдохновенности — элегической грусти либо экспрессивного метафоризма. В биологии погибель вызывающе трактуется как «прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — смерть индивида как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и др. биополимеров, являющихся главным материальным субстратом жизни…»

Некие биологи выделяют понятие частичной погибели, то есть погибели группы клеток иди целого органа (некроз). У одноклеточных организмов — простых — естественная погибель особи проявляется в форме деления, так как оно соединено с прекращением существования данной особи и возникновением заместо нее 2-ух новейших. Погибель особи традиционно сопровождается образованием трупа. В зависимости от обстоятельств, обусловливающих пришествие погибели, у высших животных и человека различают: погибель естественную (физиологическую), наступающую в итоге долгого последовательно развивающегося угасания главных жизненных отправлений организма, и погибель досрочную (патологическую), вызываемую болезненными состояниями организма, поражением жизненно принципиальных органов (мозга, сердца, легких, печени и др.). Ранняя погибель может быть скоропостижной, т. е. наступить в течение нескольких минут и даже секунд (к примеру, при инфаркте).

Погибель теплокровных животных и человека связана с прекращением прежде всего дыхания и кровообращения.

Потому различают два главных шага погибели: клиническую погибель и последующую за ней биологическую погибель, либо настоящую. По истечении периода медицинской погибели, когда еще может быть настоящее восстановление жизненных функций, наступает био погибель — необратимое прекращение физиологических действий в клеточках и тканях.

Пытаясь разгадать природу погибели, 3. Фрейд в работе «По ту сторону принципа наслаждения» соединяет психоанализ с рассмотрением результатов био исследований собственного времени. Он не прячет того, что человеку хочется отыскать утешение в био предопределенности погибели, не зависящей от него самого: «Ежели уж предначертано самому умереть и утратить перед тем собственных любимых, то же хочется быстрее подчиниться неумолимому закону природы, величественной необходимости, чем случайности, которая могла бы быть избегнута».

«Мы будем удивлены,- говорит дальше Фрейд,- узнав, как расползаются биологи в вопросце о естественной погибели и что у их понятие о погибели вообщем остается неуловимым».

Самый большой энтузиазм у Фрейда вызывало исследование длительности жизни и погибели организмов в работах А. Вейсмана, предложившего разделение «живущей субстанции» на смертную и бессмертную половину. Смертной частью Вейсман считал фактически тело, сому, подверженную естественному умиранию; в качестве бессмертной части разглядывал зародышевые клеточки, как они способны при соответственных условиях развиться в новый организм, создать себе новенькую сому.

Фрейд находит тут аналогии со собственной теорией «влечений» 2-ух родов — тех, что ведут жизнь к погибели, и тех, которые постоянно стремятся к обновлению жизни. Но он честно признается, что «видимость этого совпадения скоро улетучивается, когда мы знакомимся с разрешением Вейсманом трудности погибели. Ведь Вейсман допускает различие сомы от бессмертной зародышевой плазмы только у Metazoa (многоклеточных). Эта погибель высших живых существ есть естественная погибель от внутренних обстоятельств, но она опирается не на исходные характеристики живой субстанции, не может быть понята как абсолютная необходимость, обоснованная сущностью жизни. Погибель есть больше признак необходимости, проявление приспособляемости к наружным условиям жизни, как при разделении клеток тела на сому и зародышевую плазму неограниченная длительность жизни индивида была бы совсем нецелесообразной роскошью.

С пришествием данной дифференцировки у многоклеточных погибель стала вероятной и целесообразной. С данной стадии сома высших организмов погибает, вследствие внутренних обстоятельств, к определенному времени, простые же остались бессмертными *. Напротив, размножение введено было не со гибелью, а представляет собой первобытное свойство живой материи, как, к примеру, рост, из которого оно вышло, и жизнь осталась на Земле с самого собственного начала беспрерывной».

Так как для Фрейда все эти трудности важны с точки зрения приложимости к теории «Влечений», то он с сожалением говорит, что признание естественной погибели для высших организмов не достаточно помогает разрешению его вопросца.

Ведь «ежели погибель есть только позднейшее приобретение живых существ, то влечения к погибели, которые восходят к самому началу жизни на Земле, снова остаются без внимания. Многоклеточные могут умирать от внутренней предпосылки, от недочетов обмена веществ; для вопросца, который нас интересует, это не имеет значения».

В отличие от Фрейда причинность погибели интересует нас безотносительно к теориям смежных с биологией дисциплин. Но не делаем ли мы ошибки, пытаясь разложить понятие «погибель» по полочкам? Во времена античности и в средние века сознание ученого (и уж тем более обыденного человека) не было столь дискретно, как в наше время. Разумеется, сумма познаний, скопленная населением земли, столь велика, что не дозволяет нам иметь панорамный взор на бытие, разом охватывая все его вероятные модели, подтвержденные теоретическим и практическим опытом цивилизации..

«Спец подобен флюсу: полнота его одностороння», — едко увидел Козьма

Последние записи:

    Комментарии к записи Что такое погибель отключены    Далее   

    Комментарии закрыты.