Апр
29
Опубликовано: 29 Апр 2017
Рубрика: Публицистика | Автор: admin

Как понятно (а может быть, и непонятно), великий философ древности Аристотель считал, что не только человек, но и растения и животные наделены душой. Совсем может быть, что это так и есть, ведь замечено, к примеру, благотворное влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений и животных. Но лишь человек может испытывать катарсис — очищение души под влиянием музыки, либо сценической катастрофы, либо литературного произведения, и т.д. Аристотель связывал катарсис с очищением человеческой души от накопившейся в ней скверны в виде отрицательной инфы, чувств и чувств, вызывающих аффекты — взрывные неконтролируемые отрицательные эмоциональные реакции людей, которые под влиянием катарсиса безопасно разрешались, не переходя к брутальным и иным нехорошим действиям.

Вообще-то КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего действия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии либо музыки, с «очищением души» (очищением от аффектов»). Понятие катарсиса употребляли в собственной философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые направили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической катастрофы (Аристотель) и остальных искусств. В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии как очищение психики от патогенной инфы, приносящее облегчение от психических страданий (шоковая терапия и др.).

Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и основным следствием постановки сценической катастрофы, собирающей в те времена сотки и тыщи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!). А Аристотель вообщем считал, что единственная цель катастрофы — совершать катарсис души, «очищение от страстей» помощи возбуждения сострадания и ужаса, как древнегреческие катастрофы заканчивались традиционно смертью главенствующего героя. И похоже, он был прав.

Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями. А не так давно уже в нашу Госдуму поступило предложение принять закон, по которому, ежели опосля просмотра разрекламированного кинофильма либо спектакля большая часть зрителей не испытали катарсис, это должно быть основанием возврата средств за билеты, которые стоят ой как недешево.

Ближе нашему читателю понятие аффекта, известное из судебной хроники: состояние аффекта служит смягчающим обстоятельством при совершении уголовного преступления. Так, не так давно по телевидению передавали судебное заседание: два ребенка напали на прохожего, вооружившись обрезками труб. Он смог вырвать кусочек трубы у 1-го из нападавших. 2-ой, видя это, удрал, а прохожий избил собственного противника. Его за это судили, но отдали 2 года условно за превышение нужной обороны в состоянии аффекта. Таким образом, АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, мощная страсть) — это мощная, взрывного характера, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека, развивающаяся в критических обстоятельствах и навязывающая стереотипный (из-за отсутствия времени на обдумывание) метод разрешения ситуации — злость, бегство, оцепенение и др.

Так, катарсис и есть очищение от негативных аффектов, направление их в другое русло, мирное разрешение.

Понятие катарсиса — катастрофического очищения вызвало и продолжает вызывать в истории философии, эстетики и искусства бессчетные споры вследствие различного толкования его сущности, функций и значения. Но никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все настоящие произведения искусства владеют необычным свойством вызывать очищение души — катарсис. И сиим они различаются от товаров массовой культуры, которые только вызывающе имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве собственном не высочайшие чувства, эмоции, а низменные чувства.

Но, используя рыночные механизмы, проявления масскультуры душат, забивают, затеняют подлинное искусство. Скажите, а много ли в данный момент современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и др., способных вызвать катарсис — очищающее потрясение? Но не все так плохо. Увлечение боевиками, детективами, чернухой, порнухой и т.д. Равномерно проходит, рассеивается, как дым. Уже возникают кинофильмы, способные пробудить и положительные эмоции. Проводятся музыкальные конкурсы, театральные фестивали и т.д.

Юные литераторы вновь обращают свои взгляды от человеческого тела к человеческой душе. Ну и классика, естественно, как постоянно, выручает.

Хотелось бы же, чтоб наши «деятели культуры» преодолели, наконец, собственный снобизм (ведь, в сущности, они далековато не аристократы незапятнанных кровей) и опять, как когда-то, понесли культуру в массы. И что-то уже делается. Возникли радиостанции соответственного профиля. Планируется открытие культурных и детских телеканалов. Выделяются средства для съемок кинофильмов некоммерческого, культурного характера.. В общем, глядишь — и прорвемся!

Последние записи:

    Комментарии к записи Катарсис отключены    Далее   

    Комментарии закрыты.