Германия продолжит получать российскую нефть, но будет выдавать ее за казахскую

Довольно громкое заявление о том, что германские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Шведте и Лойне не стали заказывать на 2023 год российскую нефть, однако оформили заявки на прокачку «черного золота» из Казахстана, сделало Министерство по делам экономики и защиты климата ФРГ.

В интервью ТАСС представитель министерства Сузанне Унград сообщила, что «нефтяные концерны, владеющие НПЗ в Лойне и Шведте, больше не заказывают российскую нефть на новый год». Немецкий чиновник добавила, что «НПЗ в Шведте в рамках обсуждения договора между акционерами с казахстанской стороной о поставках сырой нефти зарезервировал соответствующие мощности в трубопроводной системе для нефти из Казахстана».

Таким образом г-жа Унград прокомментировала высказывания главы «Транснефти» Николая Токарева о получении заявок из Польши и ФРГ на прокачку топлива в декабре 2022-го и первом квартале 2023-го. Она заявила, что «это не заказ на поставки нефти, но резервирование мощности по транспортировке нефти, которые необходимы для того, чтобы, например, прокачать нефть из Казахстана».

Заявление о получении компанией «Транснефть» польской и германской заявки Николай Токарев сделал 20 декабря в эфире телеканала «Россия 24». При этом за неделю до этого представители польского правительства призывали ввести «полные, комплексные санкции без исключений» в том числе «комплексные санкции в отношении северного трубопровода», имея в виду нефтепровод «Дружба».

В то же время в компании «Транснефть» сообщили, что переговоров с Казахстаном о прокачке нефти в германском направлении не вели, а информацией о заключении Астаной соответствующих контрактов не обладают. Между тем, республика может поставлять нефть немецким и польским партнерам только через российскую территорию.

Интересно, что еще в середине декабря министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков не исключал, что компании республики ведут переговоры с германской стороной по нефтяным поставкам на НПЗ в Шведте. «В силу того, что есть ограничение по поставкам российской нефти, конечно европейские компании и потребители обращаются с таким вопросом, это один из вариантов», — приводило его высказывание ТАСС. Данное заявление последовало после того, как в Минэкономики ФРГ заявили, что альтернатив российской нефти для завода в Шведте пока не найдено, а переговоры с Казахстаном и Польшей результата не принесли.

Ранее, 1 декабря Польша и ФРГ подписали совместную декларацию о взаимной поддержке в сфере безопасности нефтеснабжения. Цель документа — обеспечить стабильное функционирование польских нефтеперерабатывающих заводов в Гданьске и Плоцке, а также германских в Шведте и Лойне через регулярные поставки сырой нефти. В документе содержится призыв к польским и немецким компаниям к двусторонним инвестициям, торговле и взаимодействию для наиболее полного использования имеющейся у себя инфраструктуры и ради укрепления энергетической безопасности.

Министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек тогда заявил, что поэтапный отказ от российской представляет собой проблему для германских и польских НПЗ. При этом в конце ноября германское издание Die Welt цитировало канцлера Олафа Шольца, категорично заявившего, что с января 2023 года в страну по российским трубопроводам не должно поступать ни капли «черного золота» из РФ.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что в настоящее время Германия и Польша имеют возможность приобрести нефть у Казахстана с транзитом через Россию.

— Никаких запретов на это на политическом и государственном уровне с нашей стороны здесь нет. «Транснефть» оказывает услуги по транспортировке нефти без каких-либо проблем. И после того, как казахстанская сторона закажет услуги по прокачке нефти — компания выполнит свои обязательства.

«СП»: — По каким направлениям сегодня Казахстан экспортирует нефть через Россию?

— Страна регулярно ее прокачивает по трубопроводам чаще всего на Новороссийск и Усть-Лугу. Причем на Усть-Лугу объемы даже больше — на этом направлении у Казахстана традиционно хорошо покупают нефть и это направление у него довольно востребовано. Это помимо того, что Казахстан поставляет в рамках системы Каспийского трубопроводного консорциума.

И он имеет возможность поставлять нефть в Польшу и ФРГ. Причем прокачиваться будет нефть сорта Urals — немцам и полякам ничего не надо будет перенастраивать, казахстанская нефть не отличается от российской. Так что, для Варшавы и Берлина это будет хороший вариант. Может, это будет некое комплексное решение. Скажем, Германия часть будет брать казахстанской нефти из России, а часть — танкерами с мирового рынка.

«СП»: — Ей это выгодно?

— У нее проблема в том, что порт Росток не может принять весь объем топлива, необходимый для полной загрузки их нефтеперерабатывающих заводов. Так что, они если они полностью откажутся от поставок по «Дружбе», мощностей им не хватит. И придется заказывать танкеры с подгрузкой в польском порту Гданьск. То есть, нужно будет платить за перевалку, потом оплачивать доставку нефти на юг, до нефтепровода «Дружба» на своей территории, через который возобновить прокачку.

«СП»: — Какая усложненная схема получается.

— И к тому же довольно дорогая, да еще и с привязкой Германии к Польше. И, возможно, чтобы не попадать в зависимость, Берлин станет покупать нефть у Казахстана с транзитом через Россию. К тому же теоретически запрета на поставки топлива через нефтепровод «Дружба» на уровне Евросоюза нет.

Поэтому Германия может принять решение отказаться получать нефть через эту трубу на национальном уровне, но на уровне Евросоюза действует эмбарго только на поставки морским транспортом. И не исключено, что таким маневром немцы завуалируют покупки российской нефти — будут закупать ее у Казахстана и России, но декларировать станут закупки только у Астаны.

«СП»: — То есть, нарастить объемы добычи для замещения российской нефти на рынке Европы или Германии пока Казахстан не сможет?

— Думаю, об этом речи не идет. Пока, возможно, рассматривается вопрос о перенаправлении тех поставок через «Дружбу» в Германию, что шли через Новороссийск и Усть-Лугу.

«СП»: — Других вариантов нет?

— Германия может попробовать не покупать нефть, а перейти на закупки нефтепродуктов. Причем данная тенденция в Европе в последнее время нарастает. Скажем, Россия больше объемы нефти поставляет Индии, которая ее перерабатывает и поставляет дизельное топливо в Европу. Поэтому часть европейской нефтепереработки может по результатам нынешнего года оказаться недозагруженной, а то и вовсе остановиться. Этого тоже исключать нельзя.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: