Дек
27
Опубликовано: 27 Дек 2022
Рубрика: Деньги | Автор: admin

Российский газ соскучился по Европе

Вице-премьер РФ Александр Новак допустил возможность возобновления прокачки газа в Европу по газопроводу «Ямал-Европа», которая была приостановлена еще в марте этого года. Отвечая на вопрос ТАСС, сохраняется ли еще возможность для возвращения российского газа на рынок Европы, или же Россия окончательно свернула на Восток, Новак заявил, что этот рынок продолжает оставаться для РФ актуальным.

«Европейский рынок остается актуальным, так как дефицит газа сохраняется, а у нас есть все возможности для возобновления поставок. Например, незадействованным остается трубопровод „Ямал-Европа“, остановленный по политическим мотивам. У нас также на полную мощность работает „Турецкий поток“, украинский маршрут поставляет в Европу 42 млн кубометров газа в сутки — около 1/3 от прописанных в контракте объемов по перекачке», — заявил Новак.

Он рассказал, что сейчас также обсуждается реализация дополнительных объемов поставок газа через Турцию после создания там хаба, идет активная работа со странами, которые примут участие в реализации этого проекта, а также с нуждающимися в российском газе потребителями.

Что касается Европы, по словам Новака, заявки от европейских потребителей по увеличению поставок газа идут постоянно, причем это касается и сжиженного природного газа, объемы продажи которого в Европу растут.

«На сегодняшний день можно уверенно говорить, что спрос на наш газ есть. Поэтому мы продолжаем рассматривать Европу как потенциальный рынок для сбыта нашей продукции. Понятно, что против нас развернулась масштабная кампания, которая завершилась диверсионными актами против „Северных потоков“. Даже сейчас этот рынок не закрыт. Например, в этом году мы смогли значительно нарастить поставки СПГ в Европу, за 11 месяцев 2022 года они выросли до 19,4 млрд кубометров, по итогам года ожидается 21 млрд кубометров», — отметил вице-премьер.

Несмотря на оптимизм Александр Новака, сейчас трудно представить, что Европа будет снова наращивать поставки газа из России, если снижение этой зависимости, напротив, поставлено во главу угла европейской энергетической политики. С начала 2022 года доля российского газа на европейском рынке сократилась с 30−35% до 7,5%. Даже для зависимой от РФ в плане энергетики Германии этот показатель упал с 55% до 20%. Евросоюз планирует полностью отказаться от российского ископаемого топлива уже к 2027 году.

Конечно, от разрыва связей теряют обе стороны. Как сказал в том же интервью Александр Новак, по итогам 2022 года экспорт российского газа снизится примерно на четверть. Евросоюз, в свою очередь, по подсчетам Bloomberg, уже переплатил около триллиона долларов за сжиженный природный газ, который он закупает вместо российского трубопроводного по завышенным ценам. Однако Брюссель, судя по всем сигналам, готов платить и не собирается сворачивать с намеченного курса. Так стоит ли Москве продолжают считать европейский рынок «актуальным» или лучше полностью переориентировать на Восток.

Как пояснил «СП» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков, причина такой позиции может заключаться в том, что, в отличие от угля и нефти, переориентировать газ на другие рынки физически тяжело. Тем не менее, такая трансформация вполне возможна, если приложить определенные усилия.

— «Ямал-Европа» был остановлен потому, что Польша национализировала долю «Газпрома» в 48% акций в капитале компании-оператора Europol. Россия в ответ ввела санкции против компании Europol, и теперь «Газпром» не имеет права вести экономические отношения с этой компаний. Сложно представить, как все это может быть переиграно назад. То ли Польша должна выплатить компенсацию «Газпрому», то ли вернуть его долю в компании. Но вряд ли нечто подобное будет происходить в нынешних реалиях.

Чтобы вернуться к объемам прокачки по «Ямал-Европе», нужно чтобы Россия сняла с польской компании свои санкции. А чтобы она сняла санкции, нужно чтобы были устранены причины этих ограничений, но поляки, естественно, делать этого не будут. Поэтому шансы восстановить прокачку по «Ямал-Европе» минимальны.

С восстановлением объемов прокачки трубопроводного газа в Европу все в принципе очень сложно. Какой газопровод ни возьми, там свои проблемы. На «Северном потоке» сначала турбины не чинили, потом вообще его взорвали, «Ямал-Европа» не работает из-за санкций и ответных санкций, через Украину прокачивается только 42,2 миллионов кубов в сутки, потому что они перекрыли часть станций. Единственный нормально работающий газопровод — «Турецкий поток», но там не такие большие объемы.

Можно, конечно, расширить пропускную способность на подходе к украинской границе через газораспределительную станцию «Суджа». Ранее в «Газпроме» говорили, что разобрали часть мощностей, так как не рассчитывали, что они когда-либо понадобятся. Если эту часть газопровода восстановят, через Украину можно будет качать больше. Но здесь уже возникнут политические моменты и вопросы у населения: «Как это у нас конфликт, а вы еще больше начинаете качать через Украину и больше ей платить за транзит?» Поэтому сомневаюсь, что мы увидим этот сценарий.

«СП»: — Может ли Москва снять санкции с «Ямала-Европы»?

— Это политический вопрос — готовы ли мы в одностороннем порядке снимать санкции с Europol, чтобы качать в Европу газ, или нет. Думаю, политически Москва к этому не готова. В тот момент было принято довольно жесткое решение о введении ответных санкций против дочерних компаний «Газпрома», которые были арестованы немцами, а также против польской Europol. Вряд ли можно так просто отменить эти решения.

Теоретически, можно было бы перепродавать газ какой-то структуре, которая уже будет прокачивать газ через Польшу, но это возможно только в долгосрочной перспективе. Чтобы прокачка по «Ямал-Европе» возобновилась сейчас, должна произойти эскалация между Россией и ЕС. Нужна причина для нашего ослабления санкций в отношении Европы.

«СП»: — Несмотря на отказ от российских энергоресурсов, поставки СПГ из РФ в Европу растут, почему?

— За тем, почему едва ли не весь газ с «Ямал-СПГ» в 2022 году пошел в Европу, стоят чисто экономические причины. Здесь были самые высокие цены на газ в мире, поэтому все направляют свое сырье сюда. «Ямал-СПГ» — продает около 16 миллионов тонн в год по долгосрочным контрактам. Как только СПГ погружают в танкеры, он становится собственностью международных компаний, которые направляют его туда, где есть возможность заработать больше денег.

В этом году это Европа, где самая высокая маржинальность. Сам «Ямал-СПГ» в этом году работает с превышением проектной мощности. Она составляет 17,4 млн. тонн., а выработать он может под 21 млн. тонн, и почти все это идет в Европу, как и сырье с других российских СПГ-проектов.

Хотя для российского бюджета это не столь важно, так как у нас сжиженный газ не облагается экспортной пошлиной, а газ с Ямала еще и не облагается налогом на добычу полезных ископаемых, у них пока есть временные квоты или квоты до определенного объема добычи.

«СП»: — В целом действительно ли рынок ЕС продолжает оставаться актуальным для России? Почему бы вообще не прекратить поставки и не переориентироваться полностью на Восток?

— Ситуация в угольной и нефтяной отрасли существенно отличается от газовой просто потому, что нефть и уголь легко перевозить, поэтому все объемы, которые шли на европейский рынок, уходят в Азию. Хотя чтобы с уверенностью говорить о нефти нужно подождать еще хотя бы два месяца, потому что только 5 декабря был введен запрет на морские поставки в ЕС. Но в целом мы просто меняемся рынками сбыта с ближневосточными и другими производителями.

С газом все гораздо сложнее. Газ чисто технически сложно перевозить, газопровод не развернуть на другое направление. У нас всего два крупнотоннажных СПГ-завода, которые работают на своей ресурсной базе. Поэтому так быстро перенаправить газ не получится. Когда мы сокращаем объемы поставок в Европу, значит, мы ровно на те же объемы сокращаем добычу.

Да, «Газпром» будет договариваться с Китаем о строительстве «Силы Сибири-2», и сколько эти переговоры продлятся, неизвестно, как и то, увенчаются ли они успехом. Стратегическая задача для нас — создать собственную технологию по строительству крупнотоннажных СПГ-заводов, а в идеале и танкеров-газовозов, потому что без танкеров мы ничего не сможем вывезти. Это две ключевые задачи на ближайшее будущее, которые нужно выполнить, чтобы получить гибкую систему экспорта газа.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: