Рубль укрепился, а цены остались высокими. Почему? — мнение экономиста

Главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман назвал динамику курса рубля «головокружительной». «По-другому и не скажешь: еще в начале февраля доллар США стоил 75,00 рублей, в начале марта — 115,00, зато в начале апреля снова 75,00. При такой бешеной волатильности — 50% за месяц в одну сторону, 36% за месяц в другую — достаточно высокой выглядит вероятность любых вариантов, даже самых экстремальных», — указывает он.

Экономист напоминает, что, согласно мартовскому сценарию, российская валюта до конца мая будет стремиться в диапазон 80,00−85,00 рублей за доллар: «Этому должны были способствовать созданные Центробанком и Минфином искусственные условия, где высокие цены на энергоносители, создают крайне высокий объем продаж валюты на Московской бирже, который просто нечем компенсировать из-за заградительных комиссий, ограничений для покупки валюты, а также запрета на операции для нерезидентов. Однако уже сегодня, когда в запасе, как минимум полтора месяца, курс российской валюты продолжает крепнуть вне прогнозов».

Курс доллара онлайн смотрите на этом графике

И поэтому у многих россиян возникает вопрос: если рубль укрепляется, почему цены в магазинах остаются по-прежнему высокими. Марк Гойхман уверен — во всем виноват печальный опыт.

«И российский бизнес, и российские потребители, пережив за 20 лет четыре кризиса — в 1998, 2008, 2014 и 2020 годах, — приобрели валютный рефлекс: скачок курса доллара США — скачок инфляции — гонка потребителей с бизнесом за возможность купить по старым ценам. Во всех четырех предыдущих кризисах, эта логика срабатывала, потому что курс национальной валюты уже не возвращался к докризисным уровням. Однако в этом году мы видим совершенно новую ситуацию», — указывает эксперт.

В результате и у граждан, и у бизнеса возник некий «ступор», полагает собеседник «Свободной прессы»: «Формальной причины для сильного повышения цен уже нет, потребители это понимают и не покупают, но приобретенный валютный рефлекс бизнеса продолжает удерживать от снижения цен».

По мнению экономиста, что делать в такой ситуации, должно подсказать государство: «Федеральной антимонопольной службе (ФАС) необходимо вместе с крупными ритейлерами и производителями по каждой группе товаров определить реальное увеличение себестоимости производства и реализации товаров с февраля 2022 года. После чего, ФАС должна обязать бизнес схлопнуть спред между реальным увеличением себестоимости и представлениями бизнеса об этом увеличении».

Марк Гойхман убежден, что для бизнеса, потребителей и государства, это пойдет только на пользу: «Возврат цен к более адекватным уровням уберет ступор, повысит потребительскую активность, и экономика быстрее адаптируется к новым условиям».

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: