Турция готовит «топливную сделку» с Россией: Европа надеется на хитрые ходы Эрдогана

Министр обороны Турции Хулуси Акар заявил в интервью Al Jazeera о том, что Анкара ведет работу над договоренностью по перевозке топлива, которая будет похожа на международную сделку о вывозе украинского зерна с территории страны.

«Мы работаем над соглашением о перевалке топлива, аналогичным соглашению о зерне, которое поспособствует разрешению мирового кризиса», — привел телеканал слова Акара в Twitter, не сообщив другие подробности.

Напомним, что 13 июля в Стамбуле прошла встреча российской и украинской делегаций по вывозу зерна, посредниками в которой выступили Турция и ООН. Неделю спустя стороны заключили соглашение по вывозу зерна. Россия и Украина подписывали соглашение отдельно: каждая из стран заключила зерновую сделку с Турцией и ООН.

Но если с зерновой сделкой, которая касалась вывоза продовольствия с территории Украины, все было ясно, то о чем идет речь в случае с «топливной» сделкой пока не совсем понятно. Очевидно, что никак не о поставках украинских энергоносителей, так как Украина к их экспортерам не относится. В 2020 году экспорт нефти и нефтяного сырья из Украины в 2020 году составил 80 тыс. тонн на $24,351 млн. Его осуществляла в Белоруссию «Укртранснафта», которая на спаде цен купила азербайджанскую нефть с ее последующей продажей «дочке» БНК.

Что касается российских энергоресурсов, газ, который сейчас идет по ГТС Украины, перенаправить в Европу каким-то путем, кроме «Северного потока-2», сейчас невозможно. Поэтому речь, скорее всего, о нефти и нефтепродуктах. Самый простой вариант — страховка транспортировки на случай приостановки прокачки по нефтепроводу «Дружба», которая пока продолжается в штатном режиме, в том числе на участке через территорию Украины. По данным «Транснефти», экспорт нефти в дальнее зарубежье по «Дружбе» в 2021 году составил 35,9 млн тонн.

Более сложный вариант — это схема, которая могла бы помочь обойти европейское эмбарго на поставку российской нефти, например, запустив ее переработку на территории Турции. Напомним, что в начале июня европейские страны договорились о запрете на покупку, импорт или транспортировку сырой нефти и некоторых нефтепродуктов из России в ЕС, поэтапный отказ от них займет от шести до восьми месяцев.

Эксперт по энергетике, глава фонда «Основание» Алексей Анпилогов считает, что первый вариант более вероятен, но для того, чтобы стать транспортным хабом для российской нефти Анкаре придется пересмотреть режим прохода нефтяных танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы.

— Мы видим, какая ситуация разворачивается на энергетических рынках. Идут попытки ограничить экспорт российской нефти и нефтепродуктов. Наша страна в последнее время примерно половину своих экспортных поставок осуществляет уже не в виде сырой нефти, а в виде продуктов ее переработки. Это не только мазут, но и бензин, а также главная статья нашего экспорта, которая идет по нефтепроводам, проложенным, кстати, и по территории Украины, — дизельное топливо.

Сложность нынешней ситуации в том, что в районе нефтепровода «Дружба», в районе газопроводов идут боевые действия. Это может сказываться на устойчивости российских поставок. Сейчас такой проблемы нет, но она может возникнуть. В этом плане будут интересны любые альтернативные маршруты, в частности, отгрузки через черноморские порты Российской Федерации. И тут будет важна роль Турции. Сегодня Турция имеет определенные ограничения по проходу танкеров через черноморские проливы вплоть до того, что они закрываются на время прохода танкера. Это ограничивает поставки по этому маршруту.

Не исключаю, что турецкая сторона сейчас рассматривает смягчение режима прохода через проливы Босфор и Дарданеллы, возможно, более быструю лоцманскую проводку российских танкеров. Украинский транзитный маршрут сегодня крайне ненадежен. В любой момент он может полностью прекратить свое существование, и тогда возникнет вопрос об альтернативах — доставке нефтепродуктов морским транспортом либо через Балтийское море, либо через Черное. В случае черноморского маршрута роль Турции будет очень важна. Она может разработать схему вывоза, который позволит европейскому рынку не попасть в состояние дефицита по нефти и нефтепродуктам.

«СП»: — Как именно может работать этот маршрут?

— Погрузка будет осуществляться на нефтеналивных терминалах в Новороссийске или Феодосии. И это еще один интересный момент. Турция и европейский страны до сих пор не хотели использовать феодосийский терминал, так как он находится в Крыму и попал под санкции. После погрузки в черноморских портах будет происходить отправка танкерами вокруг Европы через черноморские проливы, а дальше уже их прием на нефтяных терминалах в Европе — в Италии, Испании, в Роттердаме.

В Роттердам, правда, легче возить танкеры с Балтийского моря, где у России тоже есть мощности по отгрузке нефтепродуктов. А вот в Средиземное море легче доставлять их как раз через черноморский маршрут. И здесь важна транзитная роль Турции, о которой, возможно, и говорил министр обороны страны.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что просто перепродавать российскую нефть через Турцию не получится, потому что это превратило бы европейские санкции в полную профанацию. Возможно, речь идет о переработке нефтепродуктов из российского сырья, но Турция вряд ли обладает необходимыми мощностями НПЗ.

— Для начала хорошо разобраться, что именно подразумевается под энергетической сделкой. Через Украину сейчас прокачивается около 40 млн. кубометров газа в сутки. Но этот объем невозможно перенаправить в Турцию. У них есть свои отдельные направления — «Турецкий поток» и «Голубой поток», они и так загружены в той мере, которая необходима Анкаре. Это не сжиженный газ, который можно легко перенаправить. Нельзя просто перекинуть газ с украинского маршрута на турецкий. Этот газ пришел в трубы и по ним уходит дальше — на Балканы, на юг Европы. Это совсем другие рынки.

Не совсем понятно, о чем говорил турецкий министр. Ситуация с зерном совершенно другая. Там речь о том, что зерно вывозится с Украины и затем доставляется по странам-покупателям под гарантии Турции, России и других сторон. Как будет работать схема с топливом мы пока не представляем.

«СП»: — Может ли быть разработана какая-то схема обхода нефтяных санкций с помощью Турции?

— Нефть, конечно, можно поставлять из Новороссийска в Турцию. Но даже если они ее перекупят, она все равно останется российского происхождения и должна будет подпадать под санкции. Единственное, что европейцы и американцы готовы выводить из-под ограничений — это если из нашей нефти третья сторона производит нефтепродукты. Так делает Индия — она перерабатывает российскую нефть и полученные продукты поставляет в США. Эта ситуация остается вне санкций. Но просто перепродать танкер с российской нефтью, написав на нем Made in Turkey — это совсем другой случай. Что касается переработки, у турецких НПЗ нет таких масштабных мощностей, чтобы перерабатывать значительный дополнительный объем российской нефти.

Есть схема, когда нефть разбавляется с нефтью другого производителя, и тогда можно скрыть ее российское происхождение. Но это точно делается не у берегов Турции, так как там все, как на ладони. Мне кажется, нужно дождаться разъяснения со стороны Анкары, потому что пока не ясно, почему турецкий министр провел аналогию с зерновой сделкой. В случае с топливом явно имеется в виду что-то другое.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: