Июл
06

Виктор Иванович, как Вы пришли к пониманию того, что конфликты нужно учить?

— С конфликтами сталкиваются все. И постоянно. Не существует ни одной науки, гуманитарной либо технической, не сталкивающейся с данными вопросцами. К, физика. Наука, избегающая понятия «конфликт», но ведь физики постоянно интересовались противодействием электрических, механических, гравитационных и остальных сил. Юриспруденция, социология, политология, медицина, военное дело, экономика, радиотехника, биология и многое другое, где без исследования конфликтов не обойтись. Следовательно, конфликты, заложенные во всех без исключения явлениях нашего мира, постоянно находятся в центре внимания ученых.

Всю свою научную жизнь я занимался неуввязками радиоэлектронной борьбы, по другому говоря, информационными конфликтами. Сейчас относительно юная наука конфликтология сбросила оковы идеологии и легализовалась. Приоритетными для меня стали научные изыскания не только в военной области, но и в сфере гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Конфликтов тут полностью довольно, но теории исследования фактически нет.

Наиболее того, разные виды конфликтных действий в обществе, технике и природе пока не воспринимаются научной общественностью как проявления одной и той же сущности. Наружные различия преобладают так, что надежно скрывают глубинное единство внутренней базы. В итоге современная конфликтология дробится на части. Политические, экономические, социальные, био и природно-естественные конфликты изучаются обособленно, без взаимной увязки и обобщения результатов.

Науке о конфликтах схожая дифференциация противопоказана. Свою задачку я вижу в том, чтоб, используя методологию системного анализа, выявить и изучить сущность и связь таковых явлений, узнать их парадокс в различных специфичных проявлениях. И уже на данной базе решать задачки в конкретных областях человеческой деятельности: экономике, социологии, юриспруденции.

Конфликтность вначале заложена в природе хоть какого существования. Ежели проанализировать эволюционные процессы, выходит, что конкретно конфликты породили и Вселенную, и человека. Может быть, не стоит стремиться к гармонии, пытаясь предотвратить кризис? Смириться, приспособиться и жить в мире, полном противоречий?

— Давайте вспомним самую «знаменитую» историю населения земли.

Адам и Ева жили, казалось бы, в абсолютной гармонии, но тем менее спустились на грешную землю. Что принудило их отрешиться от бессмертия? Вечного умиротворения и наслаждения? На мой взор, жизнь, полная конфликтов, и есть высшая форма гармонии. Что такое вершина любви? Как громко бы ни звучало, но пик любви – погибель! Конкретно потому Адам и Ева стремились к той жизни, которую нельзя получить в «застывшем» мире. Человек падает, позже поднимается, добивается высот, что и является высшей формой гармонии. Гармония и конфликт – не антонимы, а понятия, стоящие в одном смысловом ряду, жизненно нужные человеку, как воздух, вода и еда. Вдумайтесь, пожалуйста, в примечательные строки Александра Сергеевича Пушкина.

Все, все, что смертью угрожает,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья –

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог.

Возникает естественный вопросец – есть ли неконфликтные процессы?

— И «да» и «нет». Конкретный ответ определяется временными факторами: соотношением интервала времени наблюдения процесса ТН с его общей длительностью ТП, и местоположением интервала ТН, снутри ТП. Ежели ТН много меньше ТП, то хоть какой процесс может рассматриваться как неконфликтный при условии, что интервал наблюдения ТН не захватывает точку бифуркации. Ежели же период наблюдения соизмерим с длительностью изучаемого процесса, либо совпал с точкой его бифуркации, то нет никаких оснований считать данный процесс бесконфликтным.

К примеру, длительность существования человеческой цивилизации ( ТН 5-8 тыщ лет), так ничтожно мала по сопоставлению с продолжительностью планетарных действий в солнечной системе ( ТП 12-15 млрд лет), что вращение планет вокруг Солнца за крайние пять-восемь тыщ лет можно считать стабильным неконфликтным действием, протекающим согласно законам Кеплера. Ежели же мы мысленно передвинем интервал ТН, к примеру на 10 млрд назад, то увидим всю конфликтную сущность этого процесса, для описания динамики которого упомянутых законов уже недостаточно.

Наиболее близкий к нам пример.

Вплоть до двадцатого века энергетическая и производственная мощь населения земли была столь невелика по сопоставлению с ресурсными способностями природы, что процесс взаимоотношения этих субъектов можно было считать практически бесконфликтным, и соответственно с сиим строить планы экономического развития (добывать полезные ископаемые, вести промышленную заготовку леса, воспользоваться биоресурсами морей и океанов). Но в двадцатом веке произошел перелом. Энергетическая мощь населения земли возросла на столько, что действия на природу превысили некоторый порог. Ответ последовал незамедлительно. Появились и начали интенсивно развиваться экологические конфликты, нехорошие последствия которых для современного поколения людей уже очевидны. Сейчас при выборе стратегии экономического развития приходится учесть это событие, частности договариваться о квотах выброса в атмосферу вредных веществ, размерах вырубки леса, вылова рыбы и т.п.

Последние записи:

    Комментарии к записи Я не знаю, куда нужно идти, но знаю, куда не следует ходить отключены    Далее   

    Комментарии закрыты.