Специалисты предупредили о новой и весьма изощренной форме мошенничества с использованием смартфонов. И многим понятно, что вскоре появятся и более совершенные. Да, граждане должны быть бдительными. Но можно ли их защитить от жуликов, а главное — собирается ли кто всерьез этим заниматься на государственном уровне?
Суть новой схемы не так сложна. Вначале мошенники берут номер телефона жертвы и его паспортные данные из слитых баз данных. На номер пытаются одновременно оформить множество кредитов в микрофинансовых организациях. Жертве за короткое время поступает десятки и сотни sms-уведомлений с кодом активации. Затем злоумышленники связываются с человеком в Telegram или WhatsApp, входят в доверие и уговаривают прислать скриншот экрана с входящими sms под предлогом того, чтобы надо разобраться в ситуации. Далее мошенники оформляют кредит, берут деньги, а жертву оставляют с долгами.
Хитрость этой комбинации в том, что человек может перезвонить в микрофинансовую организацию, представиться, и ему действительно подтвердят, что попытка регистрации на его имя была. К тому же многие хоть и научены горьким опытом не предоставлять паспортные данные, но вот психологический стопор на тему «не делиться кодом из sms» пока не срабатывает.
Несчастных жертв можно понять. Честные люди в большинстве своем доверчивые, отзывчивые. Но что делают сотовые операторы и государство для того, чтобы защитить своих клиентов и граждан?
Во-первых, скажем о технической стороне дела. Сегодня очень распространенным стало мошенничество и просто рекламный спам при помощи довольно простых компьютерных программ, позволяющих подменить номер звонящего. Этим, к примеру, активно пользуются пранкеры, разыгрывающие в том числе высокопоставленных политиков из разных стран. Человек видит знакомый номер и берет трубку, а на другом конце провода оказывается совершенно другой абонент.
Однако в мессенджерах такие вещи не распространены. А вот среди сотовых операторов — сплошь и рядом. И это наталкивает на мысль, что просто владельцы мессенджеров технически перекрыли возможность подмены номеров, а вот операторы связи о внедрении безопасного софта просто не думают.
Что касается властей, то зримы только заявления с высоких трибун на тему, как плохо обманывать людей. Но государство не приняло ни соответствующих законов, ни обязало сотовые операторы внимательнее относиться к безопасности.
Зато мы видим другой процесс. Что касается блокировки оппозиционных сайтов, отслеживания активности граждан в соцсетях на предмет экстремизма или даже тотального контроля за разговорами, то решения принимаются быстро. Взять, к примеру, закон Ирины Яровой, обязывающий всех сотовых операторов и интернет-провайдеров в течение полугода хранить все данные об активности пользователей.
Но что касается пресечения мошенничества, всё оказывается слишком сложным. А ведь это вопрос не только сохранения средств граждан, но и других аспектов безопасности. Если человеку поступают сотни sms и звонков с незнакомых номеров, пусть даже с безобидным спамом, то это в любом случае заставит нервничать человека. Но пока ситуация такова, что добрые и открытые люди в беде, мошенники — на коне, а государство — в стороне.
Генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков говорит, что мошенники порой оснащены лучше, чем крупные операторы связи и государство:
— Сотовый телефон есть у каждого, и это становится, к сожалению, для некоторых способом заработать. Государство делает шаги в правильном направлении, касающиеся авторизации в мессенджерах и согласования номеров. Но в свое время было выдано много телефонных номеров корпоративным клиентам без привязки к пользователям, у кого они сейчас находятся, не понятно. Сейчас операторы связи занимаются проблемой авторизации, но не быстро.
К тому же на рынках и вокзалах на лотках продаются номера без предъявления паспорта. Их можно купить даже в Москве. То есть закон есть, но если его не исполнять, то ситуация не улучшится. Это постоянная борьба добра и зла. Конечно, надо всей вертикали власти бороться с подобным мошенничеством.
И весьма немаловажно, что люди должны вести себя более ответственно. Многие соглашаются на какие-то действия, которые нормальный человек вряд ли мог совершить.
«СП»: — На сотовый телефон иногда поступает масса непонятных звонков, совершаемых при помощи компьютерных программ.
— Существует очень много способов, как достучаться до абонентов и обмануть их. Над проблемой работают сотовые операторы и государство, но не всегда хорошо. Взять и подменить номер при помощи программы это сродни использованию VPN для того, чтобы читать запрещенные сайты. И мы помним, что такой технологией в свое время пользовался Telegram. К сожалению, не всегда удается найти злоумышленников. Но это не значит, что полиции не надо работать, если она не достигает стопроцентной раскрываемости. Работа по пресечению мошенничества ведется. Но нельзя сказать, что всё получается.
«СП»: — Вы упомянули Telegram, который обладает большими технологическими и интеллектуальными ресурсами. Но мошенничеством часто занимаются люди совсем недалекие. Получается, что существуют какие-то мощные преступные группировки, которые имеют хороших программистов, они пишут программы специально для мошенников?
— Видимо, такие группировки существуют. И я не соглашусь, что мошенничеством занимаются люди неадекватные и малообразованные. В преступных схемах участвует много людей, и они весьма сообразительные. Нельзя говорить, что мошенничеством занимаются случайные люди, это расхожее мнение не соответствует действительности.
Читайте также: Новости Новороссии.