«Охотник»: Русский ответ турецкому «Байрактару» заставил призадуматься США

Провал с беспилотными воздушными средствами в российских Вооруженных силах очевиден — отставание с производством боевых ударных дронов на лицо. Их пока откровенно мало, «прорывом» можно назвать успешную серию принятых на вооружение ударно-разведывательных дронов «Орион». При этом, когда Россия только осваивает беспилотники, США и Китай уже приступили к их модернизации. Ставка сейчас сделана на БПЛА С-70 «Охотник» — высокоинтеллектуального убийцу в небе, который выбирает жертву без участия человека.

Российская армия, в том числе и её авиационная составляющая в виде ВВС и ВКС, достаточно консервативны и любые новаторские изменения в ней продвигаются с большим трудом. Прижился в ней пистолет Макарова, так он и сейчас в кобуре многих армейских офицеров. Полюбились авиационным генералам двухдвигательные истребители/штурмовики/бомбардировщики, так они у нас сейчас только такие и существуют — однодвигательных после достаточно успешного МиГ-21 нет вовсе несмотря на имеющиеся предложения конструкторов. С беспилотниками, как видится, складывалась примерно такая же картина — их в упор не видели. Ну, как это самолёт без пилота?

Не в укор будет сказано российским «маршалам авиации», но перспективы развития БПЛА они загубили на корню. Не по злобе — просто у каждого было своё видение развития боевой авиации, в которую дроны никаким образом не вписывались.

Вот из последних командующих ВКС посмотрим, кто и на чём летал. Генерал-полковник Виктор Бондарев (2015−2017 гг.) — выпускник Борисоглебского военного авиационного училища лётчиков — в предпочтениях стратегические бомбардировщики. Лично пилотировал самолёт Ту-160 во время авиационной части военного парада на Красной площади 9 мая 2015 года.

Генерал-лейтенант Павел Кураченко, который командовал ВКС в течение двух месяцев в 2017 году — по профилю офицер ПВО.

Нынешний главком ВКС генерал армии Сергей Суровикин — выпускник Омского высшего общевойскового командного училища, на различных должностях в армии дорос до командующего Восточным военным округом, командовал группировкой российских войск в Сирии.

Из главкомов ВВС России вспомним генерала армии Петра Дейнекина (1992−1998 гг.) — в предпочтениях Дальняя авиация.

Генерал армии Анатолий Корнуков (1998−2002 гг.) — изначально лётчик-истребитель.

Генерал армии Владимир Михайлов (2002−2007 гг.) — профиль истребители-бомбардировщики и штурмовики.

Генерал-полковник Александр Зелин (2007−2012 гг.) — профессиональный лётчик-истребитель.

Все они заслуженные военачальники, внесшие весомый вклад в организацию и руководство строительством и развитием Военно-воздушных сил. Вот только беспилотники в их концепцию повышения боевых способностей ВВС никак не вписывались.

Отсюда и возникшее отставание от других армий. Оседлавшая гиперзвук (и не только его) Россия оказалась в списке аутсайдеров по производству ударных беспилотников.

Сейчас на слуху в большей степени турецкий «Байрактар», весьма посредственный, заметим, дрон, американские ударные БПЛА Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk (весом под 15 тонн), меньшим по размеру, но более современный MQ-9 Reaper. Впрочем, сейчас Россия, которая, как известно, долго запрягает, да быстро едет, готова явить свой беспилотный боевой аппарат, который должен превзойти своих конкурентов. Речь об «Охотнике» высокотехнологичной системе с потрясающими возможностями.

Сейчас вот на Новосибирском авиационном заводе имени Чкалова произошла выкатка первого лётного образца новейшего российского ударного беспилотника С-70 «Охотник», который проконтролировал замминистра обороны Алексей Криворучко. «Выкатка БПЛА фиксирует завершение сборки изделия в целом, оснащение его всем необходимым бортовым оборудовнием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к летательным аппаратам, и переход к комплексным наземным отработкам для подготовки к первому полёту», — заявил Криворучко.

«Охотник» и прежде поднимался в небо, и даже отрабатывал совместные действия в воздухе в тандеме с истребителем пятого поколения Су-57, однако в нынешнем варианте представлен БПЛА с плоским реактивным соплом, позволяющим снизить его радиолокационную заметность. Это ещё один шаг к завершению разработок и принятию ударного российского беспилотника на вооружение.

Ранее министр обороны Сергей Шойгу выражал надежду, что к 2022 году работа по «Охотнику» будет завершена и появится возможность заключить большой долгосрочный контракт на их поставку в ВС РФ.

Своего «Охотника», БПЛА С-70, разработка ПАО «Копания Сухой», производитель — Новосибирский авиационный завод имени В.П. Чкалова, Россия особо не афиширует. Говорится о том, что существует один лётный прототип, который совершил первый полёт 3 августа 2019 года. Впервые о планах получения на вооружение беспилотника такого класса было заявлено ещё в 2009 году, а его разработки по заказу Минобороны РФ начались с 2012 года. Всё остальное — из области догадок. Как по количеству, так и по ТТХ и вооружениям «Охотника».

Этот БПЛА рассматривался и в качестве ударного бомбардировщика (взлётная масса в 20 тонн позволяет нести серьезную ракетно-бомбовую нагрузку), и в качестве истребителя, что вызывало определенные сомнения из-за маневренности С-70, уступающей как отечественным, так и иностранным самолётам, предназначенным для завоевания господства в воздухе. Рассматривался этот БПЛА и в качестве дальнего воздушного разведчика.

Лестные отзывы «Охотнику» звучали как в иностранных, так и в отечественных СМИ, китайцы, например, напрямую связали его с действиями в тандеме с российским истребителем Су-57 и оценили эту «спарку» как «убойную» силу в небе. В принципе, не особо и ошиблись — нынешние полёты с отработкой применения БПЛА С-70 ракет класса «воздух-воздух» свидетельствуют о том, что одной из его основных целей может быть именно уничтожение авиации противника — истребителей, бомбардировщиков, вертолётов. При удалённости от аэродромов базирования, у «Охотника» должен быть «куратор», который находится в непосредственной близости, видит воздушную обстановку и даёт целеуказания.

Если посмотреть на саму форму беспилотника «Охотник», то внешне по своей конфигурации он напоминает американский бомбардировщик В-2 «Спирит» (Spirit), созданного по аэродинамической схеме «летающее крыло» с использованием технологий малозаметности. В принципе, на этом внешнее сходство заканчивается, у американца и масса несравненно больше (взлетный вес 171 тонна и боевая загрузка 27 тонн), и предназначение другое, все-таки бомбардировщик.

Что имеем в итоге с «Охотником», основываясь на последних сообщениях о его повышенной незаметности и испытаниях с применением ракетного вооружения воздушного класса? Вырисовывается его тактика применения в тандеме именно с Су-57, для которого эта платформа станет удалённым оружием для применения в первую очередь по самолётам противника, а также как средство прикрытия.

Вспомним учения ВВС летом 2020 года, когда сообщая о новых испытаниях Су-57, говорилось о том, что отрабатывалась тактика управления этим истребителем «стаей» истребителей Су-35. Су-57 выступал как командно-штабной самолёт, который, используя свои данные полученные различными датчиками, обменивался со «стаей» в режиме реального времени имеющейся информацией и наводил их на различные цели. В том числе и воздушные.

Надо полагать, что подобная схема отрабатывалась именно под БПЛА «Охотник», которые составят в перспективе воздушную «банду» для Су-57, который будет бросать в бой и, самое главное, координировать их действия. Без угрозы гибели людей. Собьют беспилотник — не столь велика потеря, как при гибели пилотов.

С-70 «Охотник» не единственная разработка отечественного авиапрома. Известно об испытаниях БПЛА «Альтиус» («Альтаир») казанского предприятия «ОКБ Симонова», который должен стать российским ответом на американские разработки разведывательных дронов RQ-4 Global Hawk. При боевой нагрузке до двух тонн он способен, как заявлено, лететь на 10 тысяч километров и подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете едва ли не до двух суток. Немного скромнее выглядят российские БПЛА «Орион», «Форпост» и ряд других.

О возможности адаптации этих беспилотников с «воздушным пунктом управления» Су-57 ничего неизвестно, но теоретически они тоже могут координироваться пилотом истребителя. Минобороны сейчас наиболее пристальное внимание уделяет именно «Охотнику» из-за его технических характеристик и боевых возможностей.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: