В других гонках эту систему возненавидели.
Современную систему штрафов за перерасход и внеплановую замену деталей машин не любят ни фанаты, ни гонщики, ни команды. Да, кажется, что она выглядит просто и понятно: заменил коробку передач до истечения лимита в 7 Гран-при – потерял пять позиций на стартовой решетке. Превысил разрешенное количество элементов силовой установки (от двух до четырех) – схватил еще от пяти до пятнадцати лишних мест. А если уж заменил весь мотор целиком – то и вовсе автоматически отправляешься на последний ряд.
Выглядит справедливо, правда? На первый (или юридический) взгляд – очень даже, но есть куча нюансов.
На самом деле все в пелотоне считают нынешнюю систему жесткой и неспортивной. Она не только наказывает гонщиков по сути ни за что (они часто никак не могут повлиять на замену деталей), но и выбрасывает из Гран-при целые команды из середины пелотона, заставляя их соревноваться за 14-15-е места.
Для зрителей подобные наказания тоже не несут ничего интересного: нарвавшиеся на пенализации гонщики редко рискуют в квалификациях, снижая уровень конкурентности шоу. Конечно, теоретически слабые субботы должны окупаться веселыми прорывами и мощными обгонами по воскресеньям, но давайте начистоту: никому не интересно смотреть, как лидеры совершают десяток однотипных DRS-атак на аутсайдерах на прямых и объезжают их без потери времени и какого-либо сопротивления. Среди аутсайдеров же редко бывают мощные схватки за места за пределами топ-10.
К тому же, ближе к концу сезона на штрафы подсаживаются довольно много машин, из-за чего простым болельщикам часто трудно понять, кто и за кем стартует. К примеру, на Гран-при Бельгии сразу 8 гонщиков получили наказания – и формирование итогового порядка превратилось в хаос.
#F1 — Final Starting Grid of #BelgianGP???????? ⬇️ pic.twitter.com/NrYvEsI4yT
— FIA (@fia) September 1, 2019
Но чемпионом по лишним вопросам стал протокол перед Гран-при Австрии: Льюис Хэмилтон заблокировал в квалификации Кими Райкконена и должен был опуститься на три позиции, но потерял фактически лишь две.
If you want photo proof of the grid here it is…: pic.twitter.com/DCI3Zb9BEz
— Adam Cooper (@adamcooperF1) June 29, 2019
А все из-за штрафа Кевина Магнуссена из-за замены коробки передач: датчанин квалифицировался пятым и должен был подняться на одно место вверх, обогнав Хэмилтона, но в итоге сам потерял пять мест, оставив пустое место.
Но это еще что! Существующая система запутала даже самих работников ФИА: в предыдущей решетке они допустили ошибку и неправильно посчитали штрафные позиции гонщиков на последнем ряду. Пришлось исправляться.
Provisional starting grid v2.0 has Albon ahead of Sainz in the last row. Hamilton still 4th. ???? #AMuS #F1 pic.twitter.com/8nFTY5A1Rp
— Tobi Grüner ???? (@tgruener) June 29, 2019
Естественно, после такого цирка Международная автомобильная федерация просто не могла не задуматься о новой более понятной системе. Возможная замена всплыла в новом традиционном опросе от «Формулы-1», через который серия спрашивает мнение болельщиков.
«Возможность добавить балласт к болидам. Объем веса может быть рассчитан в зависимости от серьезности штрафа: например, лишние 5 кг – за замену турбины, лишние 15 кг – за замену двигателя и так далее. Точные объемы рассчитают так, чтобы соответствовать эффекту от нынешних штрафов в виде позиций на стартовой решетке».
У системы дополнительного веса много плюсов, но самый главный – отсутствие старой неразберихи между квалификацией и гонкой. Больше не придется тасовать пелотон и разбираться, кто за кем стартует – все пилоты начнут решающий заезд в точном соответствии с итогами субботы. Более того, теперь и гонщики с новыми агрегатами будут бороться за высокие позиции в квалификации наравне со всеми, а не разгонять напарников и ездить в прогулочном темпе для проверки новых деталей.
Также исчезнут и десятки безликих DRS-обгонов в исполнении лидеров: на более тяжелой машине уже нельзя будет прошивать всех подряд и создавать иллюзию героического прорыва в топ-6. Вместе со значительным объемом веса оштрафованным пилотам придется трудиться весь заезд, обороняя места или подготовляя атаки. Словосочетание «преимущество нового мотора» уйдет в небытие благодаря компенсации со стороны балласта, а середняки получат уникальный шанс все-таки зарубиться с топами за позицию на равных. Только представьте Даниила Квята, обгоняющего оштрафованного Себастьяна Феттеля на уравненной с «Торо Россо» «Феррари» – это будет великое зрелище! Так гиганты реально понесут какое-то наказание без организации хаоса, а гонщики получат лишний шанс вытащить заезд благодаря демонстрации всему миру собственного таланта.
И, конечно же, старты станут просто огненными: обремененные балансом болиды каждый раз будут неизбежно проваливаться, обеспечив немного хаоса и возможностей конкурентам. Скучно точно не будет.
Также новая система должна распространяться только на «технические» штрафы – блокировки, столкновения и прочие нарушения стоит оставить с потерей позиций на стартовой решетке. Это сейчас их острота немного размазывается из-за большого количества наказанных – после балластовой реформы спуск на 3-5 мест снова станет достаточно весомой карой.
Конечно, после введения новой методики штрафов «Формула-1» потеряет некоторую часть историчности – но это тот самый случай, когда «старше» не значит «лучше». К примеру, формат квалификаций эволюционировал несколько десятков лет, пока не приобрел нынешнюю практически совершенную форму – потому не стоит бояться и новой системы наказаний. Ее давно пора обновить – причем идея с балластом намного лучше, чем предложение «Рено» тупо заменить потерю позиций на дополнительное время в итоговом протоколе. Вот уж где точно странная схема, по которой любой пилот, формально отставший на полминуты, может мешать конкурентам в разборках за очки – и все будет полностью законно!
Но все-таки к балласту есть вопросы. Главные из них: станут ли правила проще и понятнее, чем сейчас, не приведут ли изменения к еще большему отрыву топ-команд от остальных и не будет ли подорван дух гонок?
«Формула-1» – о расчетах, ресурсах, классных специалистах и современном оборудовании. Ясно, что с новыми правилами команды засядут на базах, пересмотрят концепции своих машин с учетом утяжеления техники в определенных местах и проведут сотни часов симуляций, после которых станет известно, в каких условиях, на каких трассах, с каким количеством топлива и балласта машина будет ехать лучше или хуже. Наивно полагать, что с наукоемкими задачами топы справятся хуже середняков. «Мерседес» в подготовке к трудностям почти наверняка превзойдет соперников из «Альфа Ромео», «Торо Россо» или даже «Рено» и станет еще быстрее в гонках.
Более того, обратите внимание на тех, кто чаще других получает штрафы за перерасходы элементов двигателя: в основном это парни вроде Даниила Квята, а не Себастьяна Феттеля. По факту середняки пострадают больше, и отставание в большинстве Гран-при только вырастет. Шансы же на реальную борьбу с фаворитами будут выпадать не более пары раз за сезон.
Не повысят балластные штрафы и зрелищность Гран-при – напротив, мы перестанем понимать, кто и насколько быстр в реальности. Если при нынешних правилах пилот, квалифицировавшийся 12-м и откатившийся из-за штрафа на последний ряд стартового поля, еще имеет хоть какую-то возможность отыграться, то в новых условиях он планомерно и постепенно сдаст позиции на треке без возможностей что-либо изменить. Представьте, как таких гонщиков уничтожат плохо разбирающиеся в нюансах правил болельщики?
Наконец, есть еще одно соображение, почему балластные штрафы – непобедимое зло.
Вывести идеальную для всех формулу расчета балласта за перерасход технических компонентов сложно со всех сторон, потому что характеристики новых деталей у всех будут разными. Предположим, за замену турбины в машину будут накидывать ровно столько балласта, чтобы та потеряла 0,2 секунды на круге – но при этом новая турбина условного «Мерседеса» будет давать прибавку в 0,1 секунды на круге, а «Хонды» – 0,05 секунды. Несправедливости станет еще больше, когда тот же условный «Мерседес» за счет прорывной технологии в новой турбине версии 2.0 начнет отыгрывать по 0,3 секунды на круге. Получается, вес штрафа придется пересмотреть прямо по ходу сезона? Или сделать его для каждой команды разным?
С другой стороны, можно сделать его чрезмерно большим, чтобы покрывать все возможные апгрейды машин, но не слишком ли сильно такой подход навредит спортивным результатам? Останутся ли шансы у оштрафованных хоть на какой-то успех?
В теории балластные наказания выглядят неплохо, но на практике команды и ФИА столкнутся с трудностями, сложными расчетами и возможными пересчетами, снизив доверие к системе у публики. Вместо желаемого упрощения спортивные правила сделают заезды еще более запутанными. Да, нынешнюю систему тоже сложно назвать удобной, но подобная замена вряд ли улучшит спорт.
Болельщики не любят дополнительный вес на болидах из-за неудачного первого опыта: правило весовых гандикапов ввели в туринг-чемпионатах в начале 2010-х для уравнивания пелотона. К примеру, в ДТМ это работало примерно так: самая быстрая на тестах машина получала дополнительные 35 кг и теряла по 0,5-0,6 секунд с круга, на вторую по скорости добавляли 20 кг, и она замедлялась на 0,3 секунды и так далее.
В итоге все это привело к огромным и крайне запутанным правилам расчета необходимого балласта, которые не всегда понимали даже работники серии. Болельщики были в еще большем недоумении, когда быстрейшая на обкатке или квалификации машина внезапно проваливалась по скорости и падала на последние места. Благая идея превратилась в уничтожение спортивного принципа: иногда машины уравновешивали настолько, что гонщики ничего не могли сделать при обгонах друг друга – им просто не хватало разницы в скорости. Вместо доминирования одного из производителей (и борьбе между его машинами) заезда пришли к паровозикам.
Просто так бросить систему организаторы чемпионатов не могли и меняли правила гадикапов чуть ли не каждый сезон, запутывая всех снова и снова. Пиком абсурда стали результаты чемпионата ДТМ 2015 года: в топ влетела слабейшая машина «БМВ» за счет чрезмерно большого балласта на болидах конкурентов. Главные шансы на победы в гонках получали аутсайдеры, не набиравшие очков и соответственно избегавшие дополнительного утяжеления – во второй половине сезона так одержали шесть побед из восьми.
Естественно, после большого скандала многие серии отказались от правила весовых гандикапов – дольше всех продержались как раз в ДТМ, где систему отправили на покой в 2017-м. С тех пор в среде гоночных болельщиков ее принято демонизировать: якобы с ее помощью очень удобно подыгрывать конкретным брендам.
На самом деле основная проблема заключалась не в самой системе, а в коммунистическом посыле полного равенства всех машин за пределами моносерии и кривой реализации расчетов гандикапов – их делали заново буквально перед каждым этапов. «Формула-1» будет изначально лишена обоих недостатков: здесь балластом предполагается карать провинившихся без привязки к скорости, а объем лишнего веса (судя по всему) за каждое нарушение объявят заранее. Без них цирка уровня ДТМ точно не будет.
Естественно, главное в этом вопросе – правильно рассчитать объемы штрафа, чтобы улучшенные машины спускались на один-два уровня хотя бы на один Гран-при, причем сделать их простыми и понятными с самых первых этапов. Нужно сразу же забыть о возможных пересчетах по ходу сезона: если какая-то команда придумала более быстрое обновление, компенсирующее штраф – они молодцы и выиграли инженерное соревнование. Да, многие об этом забывают, но в «Формуле-1» сражаются не только пилоты, но и конструкторы, и спортивная составляющая между ними тоже должна оставаться.
Так что главное в вопросе балласта – не замедлить команды слишком сильно, безальтернативно отправив их в хвост пелотона уже после нескольки кругов. Естественно, удержать баланс будет непросто, но у «Формулы-1» и ФИА есть тонны современного оборудования и террабайты данных телеметрии и GPS-замеров – уж совершить расчеты разных темпов с разными загрузками там точно смогут.
В конце концов, доминирование топ-3 – это проблема последних нескольки сезонов, а не всех 69 лет истории. Ситуация может измениться уже в 2020-м или в 2021-м с новым регламентом, так что отказываться от любых изменений только из-за того, что фавориты лучше к ним подготовятся – просто неправильно. Естественно, у команд с большими бюджетами будет больше ресурсов для адаптации к переменам, но это верно для любого сезона и каждого технического тренда.
В конце концов, хуже нынешней системы с многочисленными наказаниями и хаосом на решетке точно не будет – так почему бы не попробовать?