Российского пилота хотят замариновать в «Торо Россо».
Перед Гран-при Сингапура куратор гоночной программы «Ред Булл» Гельмут Марко дал короткое, но очень важное интервью: во-первых, он четко обозначил фаворитов на место в основной команде, а во-вторых прямо указал на будущее Даниила Квята. Слова старого австрийца не терпят разночтений: за способную побеждать машину на остатке сезона поборются только Пьер Гасли и Алекс Албон. По сути это означает скорое переназначение тайца, поскольку француз так мощно провалился, что возвращение в основную команду спустя всего полгода будет выглядеть просто глупо.
А что же №26, завоевавший для «Торо Россо» первый подиум за 11 лет? Его по словам Марко видят только в молодежной команде – причем прозвучали слова «подтверждаем его место». Россиянин остается в «Формуле-1» как минимум на сезон, но в середняке.
Конечно, герр Гельмут уже обещал Гасли конец сезона в «Ред Булл», а потому к любому его заявлению стоит относиться с осторожностью. Но все-таки сейчас австриец выбрал совсем другие формулировки, да и сам Квят в реакции не стал использовать традиционную для «Ф-1» фразу «случиться может что угодно», а сразу же со всем согласился.
«Если он [Марко] так сказал, значит так оно и есть, – прокомментировал Даниил. – Я просто выполняю свою работу – какую дадут, такую я и делаю. Сейчас на в «Торо Россо», и я постараюсь работать там так хорошо, как только могу. Дадут работу где-то еще – буду стараться хорошо работать где-то еще».
После многократных сравнений собственных выступлений с результатами Албона на «Ред Булл» подобная риторика №26 говорит только об одном: Квят на все согласен. Неудивительно: шансов за пределами австрийской системы у него сейчас особо и нет.
Тайский гонщик ворвался в «Формулу-1» в начале зимы и поразил всех: до первых тестов он вообще никогда не сидел за рулем болида такого уровня, на обкатке машины его развернуло на первом же круге – но он набрал очки уже во втором Гран-при, отстав от Пьера Гасли всего на 4 секунды. На следующем этапе он стартовал с пит-лейн (после глупой ошибки и серьезной аварии с последней практике) – и снова доехал до топ-10.
Примерно так и можно охарактеризовать весь сезон Албона: он часто уступал Квяту по квалификационной скорости и гоночному темпу, чуть хуже работал с шинами на длинной дистанции и изредка допускал помарки новичка – но в целом держался не так уж далеко от опытного пилота с 70+ Гран-при за плечами. Более того, Алекс громко заявил о себе на Гран-при Германии: до последнего автомобиля безопасности №23 уверенно ехал в топ-5 – выше как минимум того же Гасли на побеждавшей технике.
Такое выступление в дебютном сезоне заставляет ожидать от тайца намного большего в во втором и третьем сезоне – и «Ред Булл» увидел в Албоне потенциал. Многие сейчас сравнивают его темп с Ферстаппеном и видят, что Алекс уступает примерно как Гасли, но одно дело сесть в топ-болид после 1,5 сезона в «Ф-1» и провести с ним полноценные тесты с предсезонкой, и совсем другое – запрыгнуть по ходу сезона без единой тренировочной сессии. №23 выглядит сейчас настолько хорошо, насколько это вообще возможно: по крайней мере, не застревает за более медленными соперниками на 10-20 кругов (как Пьер), а смело атакует при первой же возможности.
Пока трудно сказать, где Албон найдет свой пик (и будет ли он выше, чем пик Квята), но огромное пространство для развития видно всем. «Ред Булл» хочет рискнуть и вытащить второго Риккардо, а не пойти по пути надежности.
К тому же, на стороне Алекса выступает коммерческий потенциал. Нет, речь не о тайских корнях напитка «Ред Булл»: речь об азиатских спонсорах. №23 потребовалось погонять в «Ф-1» всего полсезона – и к нему в команду пришел крупный местный алкогольный концерн Siam Winery для продвижения сидра Moose. Следом добавился тайский производитель смазочных материалов PTT Lubricants.
А сразу после перехода Албона в топ-коллектив к продвижению парня подключилось целое правительство Таиланда: премьер-министр страны поручил министру спорта и туризма вместе с рядом государственных учреждений провести общественную кампанию по знакомству населения с Алексом. Фактически руководство государства запустило процесс превращения №23 в локального Ферстаппена – сразу на все 70 миллионов жителей! Крупнейший рынок сам плывет «Ред Булл» в руки, и добровольно отказываться от него было бы крайне неразумно.
Квяту и Гасли нечем ответить: у них нет вообще никаких спонсоров, а медийная раскрутка Пьера рядом с Максом полностью провалилась. Естественно, при примерно сходных результатах всей троицы предпочтут именно Албона.
Да, Даниил смотрится сильнее на трассе, но это и неудивительно: ему 25 лет, и он как раз вышел на лучший пилотаж в карьере. Его выступления вполне устраивают «Ред Булл», но, судя по всему, они хотят в напарники Ферстаппену кого-то более перспективного, а в дальнейший прогресс №26 не верят.
Почему же Гельмут Марко сохранил место россиянину, хотя привык обычно сразу избавляться от тех, кто недостаточно перспективен для первой команды?
Во-первых, в «Торо Россо» просто некого больше сажать: следующего в очереди Дэна Тиктума отчислили из системы за провал в японской «Супер-Формуле» (и, по слухам, за избиение местного инженера), а Юри Випс в «Формуле-3» мощно налажал в последних гонках и потерял шансы на титул – он явно не готов. Больше никто не может получить суперлицензию прямо сейчас, так что и Гасли, и Квяту можно не волноваться за места.
Также Даниил проявил себя отличным мерилом для уровня новичков: если кто-то способен без особой подготовки соответствовать россиянину – у парня точно есть потенциал. Это нужная работа для молодежной команды, ведь в случае рубилова двух новичков истинное мастерство и крутость победителя были бы совершенно неочевидны – на этом, собственно, «Ред Булл» и погорел при повышении победителя пары Гасли-Хартли. Исходя из философии всего концерна, Квят наиболее эффективен именно в фарм-команде с любой точки зрения – и одно слабое выступление в Сингапуре на общую ситуацию никак не повлияет.
По сути остался только один вариант – в «Альфа Ромео». Сейчас это сателлит «Феррари», обкатывающий молодых пилотов из алой Академии – в одном кокпите там гоняет Антонио Джовинацци, в другом отжигает Кими Райкконен. У финна еще точно есть контракт на 2020-й, а вот итальянец совершенно не впечатлил гоночный мир: по сути у него из преимуществ только национальность и связи со Скудерией. Будь Мик Шумахер или Роберт Шварцман готовы к «Формуле-1» уже сейчас, «Альфа Ромео» было бы логично рассмотреть именно их, но внутренних кандидатов на белую машину сейчас по сути нет.
Тем не менее, у итальянской команды все равно есть выбор: помимо Квята и Джовинацци, в пару к Райкконену явно не против переехать и Нико Хюлькенберг, да и не менее логично было бы попробовать Антонио Фуоко или Луку Гьотто из «Ф-2». Все зависит от целей и обстоятельств в «Альфа Ромео»: к примеру, если Себастьян Феттель всерьез рассматривает уход из «Феррари» или «Ф-1» в 2020-м или 2021-м, то сателлиту Скудерии логичнее всего было бы подписать именно пилота, который станет лучшим напарником Шарля Леклера в будущем. Кими явно не станут возвращать в Скудерию в 40 лет, поэтому борьба за второй кокпит «Альфы» фактически означает шанс в Маранелло в случае экстренной ситуации.
С точки зрения этой перспективы «Альфе» не очень-то логично продлевать не впечатлившего Джовинацци или экспериментировать с более слабыми итальянцами. Лучше взять более подготовленных и лучше проявивших себя пилотов с рынка, чтобы после завершения карьеры Райкконена (ему после 2020-го будет уже 41 – как ни крути, уже пора) было кому хотя бы тренировать молодого Шумахера.
Кто же лучше подойдет для этой роли – Хюлькенберг или Квят? Нико добился большего в молодежных сериях и ярко блистал в середняках несколько лет назад, но в 2021-м ему исполнится 34 года – и, кажется, он уже вошел в стадию спада из-за отсутствия мотивации. Если Феттель не освободит место в «Феррари», немец вряд ли вдохновится на лучший пилотаж в жизни – да и гонщики давно не переходили в топ-команды в таком возрасте. Тем более, Халка нельзя назвать идеальным учителем для молодежи: за долгую карьеру Нико допустил множество результативных ошибок и аварий как раз в те моменты, когда мог завоевать подиум или добиться большого результата. Психологическая устойчивость – явно не самая сильная его черта.
Квят в то же время намного моложе, демонстрирует лучший пилотаж в жизни и еще не растерял мотивацию (как раз еще год в «Торо Россо» запросто может пагубно на ней сказаться). Он научился не сдавать под давлением внешних факторов, освоил множество различных техник обгонов и регулярно их использует без потери времени, часто выжимает максимум из болида и шин в гонках и теперь избегает любых инцидентов (заезд по Сингапуру оставим в стороне – неудачные дни бывают у каждого). Пожалуй, именно так и должен выглядеть идеальный кандидат на место в топ-команде из середняков пелотона.
В «Ред Булл» не зря используют Даниила в качестве мерила для других пилотов собственной программы – в «Феррари» запросто могут сделать то же самое после перехода Мика Шумахера. К тому же, Квят уже выступал в роли второго пилота команды из верхней части таблицы, а потому у него не будет проблем с субординацией, если его все-таки передвинут к Шарлю Леклеру.
Для Даниила вариант с «Альфа Ромео» и правда выглядел бы идеально, если бы не одно «но» – достаточно консервативный менеджмент «Феррари». В Скудерии нет скорых на расправу консультантов и смелых боссов, готовых рискнуть и сменить состав команды (иногда даже полностью) по ходу сезона или по его окончанию – там чаще дают второй шанс и терпят до совсем уж критической ситуации. Недаром Кими Райкконен оставался в алой команде даже после разгромных поражений от Алонсо и Феттеля, да и самому Себастьяну выражали полную лояльность даже после катастрофических результатов и постоянных ошибок. Следуя подобной корпоративной логике, в Скудерии скорее дадут еще один шанс итальянцу Джовинацци, чем рискнут с Квятом – и уж тем более вряд ли Даниилу предоставят алый кокпит в случае ухода Феттеля. Все-таки «Ред Булл» – единственная по-настоящему смелая организация в пелотоне, и чисто теоретически вероятнее попасть именно туда, чем в «Феррари».
Из-за этого переход №26 в «Альфа Ромео» может стать тупиком – таким же, как в 2016-м для Хюлькенберга стал контракт с «Рено» (Росберг внезапно закончил карьеру, «Мерседес» хотел в первую очередь второго Нико, но французы его предсказуемо не отпустили). Естественно, перед глазами у Квята находится пример отлично устроившегося в «Макларене» Карлоса Сайнса, но сейчас обстоятельства уже совсем не те: свободных мест намного меньше.
Скорость молодежных команд «Феррари» и «Ред Булл» примерно одинакова, и если итальянцы продлят Джовинацци, а Феттель продолжит карьеру еще на сезон – то не будет особой разницы, где именно пережидать сезон. Перед 2021-м с огромными изменениями во всех правилах сразу рынок пилотов тоже может претерпеть титанические изменения (уже ходя слухи о новой команде): уже тогда Себастьян точно освободит алый кокпит, запустив трансферную волну, и тогда можно будет выловить хорошее место и из «Торо Россо».
Почему же в «Альфа Ромео» идти не очень логично? Победа над 40-летним Кими Райкконеном ничего не даст Даниилу, в то время как поражение от него же закроет любые обсуждения возможности перехода в топ-команду. К тому же, персонал итальянцев очень любит результативно косячить: только в 2019-м финна исключали из протокола за нелегальное антикрыло (когда починить его было делом одного дня) и неправильные настройки сцепления, а также Айсмену прилетал суровый штраф за неверный стартовый комплект резины. Да, в «Торо Россо» инженеры и механики тоже иногда ошибаются, но еще ни один их фэйл не привел к исключению результата Даниила из протокола.
Также Квяту нет смысла изучать новую концепцию болида перед серьезной сменой регламента: проще провести сезон в удобной машине и закрепиться в роли околотопового пилота, чем рисковать карьерой и привыкать к довольно специфичной технике. Все равно в 2021-м все начнется заново.
К тому же, фактор «Ред Булл» и Ферстаппена никуда не денется и в 2020-м: если Албон провалится так же, как и Гасли, то Гельмут Марко и Кристиан Хорнер от безысходности больше не смогут игнорировать кандидатуру Даниила – других пилотов, готовых к «Ф-1», в системе пока нет.
Поэтому даже если краткосрочная перспектива и личные желания требуют поискать решение со стороны, политически и логически решение Квята остаться в «Ред Булл» видится самым выгодным. №26 отлично давит на соперников результатами и диалогами с прессой – если он продолжит в том же духе и в 2020-м, то отличное предложение его точно найдет.