Себастьян просто хуже управляется с «Феррари».
2019-й принес сплошные разочарования и перелом в карьеру Себастьяна Феттеля: начиная с Гран-при Франции на середине чемпионата немец резко сдал и начал регулярно уступать Шарлю Леклеру и в гонках, и в квалификациях. С тех пор монегаск переиграл четырехкратного чемпиона во всех субботних заездах подряд (временами привозя вплоть до 0,7 секунды) и финишировал выше в 6 гонках из 8-ми, перехватив лидерство в «Феррари» в общем зачете. Более того, по сообщениям журналиста официального сайта «Формулы-1» Лоренса Барретто, высокопоставленные люди в Скудерии всерьез считают, что такая же ситуация продлится вплоть до конца сезона.
Проблемы Феттеля чаще всего сравнивают с особенностями пилотажного стиля и свойствами машины: Себастьян из-за любви к стабильной задней части постоянно сдерживает себя и разворачивается после масштабного пакета обновлений, как раз внедренных на Гран-при Франции.
С другой стороны, разница в гоночных техниках между Феттелем и Леклером просматривалась еще на самом старте чемпионата после заезда в Бахрейне.
Тем не менее, истинное превосходство Шарля над Себом по части именно гоночной школы было довольно неочевидным весь сезон. Теперь же у нас наконец появился шанс сравнить их и понять: поможет нам в этом деле телеметрия из официального приложения F1 App с квалификации на Гран-при Бельгии, выложенная на сайте Revandshift.com.
(Автор таблицы указал на ошибку: ось х – не время, а количество отснятых в приложении кадров. Принципиально это не влияет на кривую. Также время Феттеля заканчивается чуть раньше из-за ошибки приложения – но уже после последнего поворота, так что она тоже не влияет на итоговый результат).
Также интересно выглядит и график оборотов моторов на болидах Феттеля и Леклера.
Красная линия – Леклер, синяя – Феттель
Что же становится понятно из этих графиков?
Самое очевидное: Леклер тормозит позже и эффективнее Феттеля, снимает ногу с педали тормоза раньше и въезжает в поворот на большей скорости.
Казалось бы, это невозможно: весь стиль Себа с V-образными траекториями основан прежде всего на поздних торможениях, а лишь затем на ранних разгонах. Но если вторая часть пилотажной техники немца вполне себе работает (он постоянно догоняет и даже обгоняет Леклера по скорости в процессе прямых), то с торможениями явно происходит что-то странное: чемпион давит на педаль раньше, чем по идее должен, фаза замедления длится дольше, чем та, на которую способна SF90, и ведет к меньшей скорости и потере времени.
Причем разница в эффективности замедления видна невооруженным глазом: у Леклера замедление почти отвесное, в то время как у Феттеля слегка более параболическое.
О чем же это говорит? Поскольку машины у ребят одинаковые, версий может быть несколько.
Что же можно понять из этого?
Техника Леклера более совершенная и плавная: он по минимуму сокращает время торможения и благодаря лучшему чутью педали ловит в повороте максимум возможного от SF90. Эта философия лучше всего подходит для атак и обороны позиции – особенно на медленных трассах. Также у Шарля теоретически дольше должны работать любые шины.
Техника Феттеля по-прежнему вращается вокруг V-образных траекторий с поздним заворотом – правда, теперь трудно понять, по желанию ли немца или вынужденно из-за проблем с тормозами. Ясно одно: Себ дольше и сильнее замедляется, из-за чего ему приходится более активно поворачивать с большим углом (традиционно для позднего заворота) – из-за чего шины нагреваются еще сильнее. Скорость в таких условиях снижается еще сильнее, и как раз для этого четырехкратному чемпиону и нужны подгазовывания, которые и создают опасность разворотов или пробуксовок (с еще большим износом). Также необходимость в дополнительных нажатиях на педаль газа диктует увеличение аппетитов по топливной загрузке, что снижает возможную скорость машины в начале заезда. Отсюда и проблемы с первыми кругами относительно соперников и напарника: Шарлю благодаря более экономичному стилю можно заливать меньше топлива, и потому он почти не проигрывает Феттелю.
По сути у стиля Себа только одного сильное преимущество: он способен начинать разгон намного раньше выхода из поворота. Благодаря этому немец намного быстрее набирает скорость на прямых, что здорово помогает ему при попадании в зону DRS: у соперников практически не будет шансов отбить атаку до поворота из-за разницы в пиковых показателях км/ч. Также тактика немца идеальна при использовании стратегии перекрещивания траекторий.
Однако в 2019-м все чаще выстреливают недостатки из-за проблем с машиной: нехватка прижимной силы на выходов из поворотов, повышенный износ более тонких покрышек и медленный темп в начале гонки. Теперь же к ним добавился и проигрыш кучи времени на торможениях (именно в них они и уступил 0,7 секунды в Бельгии, по чуть-чуть нагоняя на прямых), а также всякие забавные случаи вроде момента на Гран-при Италии, когда при попытке обыграть на торможении «Уильямс» Себ чуть не улетел с трассы.
Так что можно сколько угодно говорить о недостатках машины, неправильном отношении внутри команды, раздолбаям вместо стратегов и неразберихе на командном мостике. Когда дело доходит до заездов, Леклер побеждает Феттеля не благодаря интригам, а потому, что его стиль и техника просто лучше и экономичнее.