Список может пополнить Гасли.
Пьер Гасли своими выступлениями в этом году сам себе роет глубокую яму. Вряд ли сейчас найдется человек, готовый поставить большую сумму на то, что Пьер закончит сезон в «Ред Булл». Катастрофическое отставание от напарника в квалификациях и гонках, множество разбитых машин и отсутствие внятного прогресса заставляют даже спокойного Кристиана Хорнера публично высказывать свое недовольство выступлениями француза.
Вспомним несколько случаев, когда ведущие команды чемпионата избавлялись от своих гонщиков прямо посреди сезона.
Увольнения пилотов из топ-команд – вещь нечастая. Просто потому, что плохие гонщики, как правило, не добираются до топ-команд. Первым на ум, с кем разорвали контракт, приходит Даниил Квят. И все в той же «Ред Булл» тремя годами ранее. В двух первых гонках он не смог квалифицироваться выше 15-го места, испортил гонку Даниэлю Риккардо и Себастьяну Феттелю в Сочи, и в целом уступал в скорости напарнику.
После гонки в России в австрийской команде приняли решение заменить Даниила на юного Макса Ферстаппена. Уже следующий этап – Гран-при Испании – показал, что доктор Марко и Хорнер не ошиблись: Макс выиграл первую же гонку в новой команде. Да и в целом уже вырос в одного из лучших пилотов современности. Даниилу же предстояло пройти долгий путь из ошибок, невезения и нервов, отлучения от Формулы-1 и возвращения в чемпионат с новыми силами.
Гельмут Марко: «В нынешнем сезоне он выступает не так хорошо, как в прошлом – в среднем проигрывает от трех до пяти десятых Даниэлю Риккардо, тогда как в 2015-м они выступали примерно на одном уровне. Тем не менее, все гораздо сложнее. Квят выступал нестабильно, у него было много подъемов и спадов».
Только вот проблема Даниила была в том, что в «Ред Булл» не вовремя для него появился исключительный гонщик. В целом, Квяту подпортили выступления технические проблемы, невезение и внутренний прессинг, но годом ранее он выступал уверенно и даже опередил Риккардо в чемпионате. Сейчас Гасли подобное и не снится – среднее отставание от Макса в квалификациях превышает полсекунды, а в беспроблемных для себя гонках он может проиграть и круг. Спасает Пьера лишь то, что сейчас в австрийской системе нет вундеркиндов.
Трехкратный чемпион мира в 1990-м году, по большей части, проиграл титул из-за глупой аварии, устроенной Сенной в Сузуке, от чего горел желанием отыграться году в 1991-м. На смену амбициозному Мэнселлу, который явно не помогал Алену в борьбе, пришел неограненный бриллиант Жан Алези, готовый работать на команду.
Однако, машина, сконструированная Стивом Николсом и Жан-Клодом Мижо, оказалась не то, что неспособной соперничать в чемпионской гонке с «Маклареном» и «Уильямсом», она на отдельных трассах проигрывала даже середнякам из «Тиррелла» и «Джордана». И все это на фоне катастрофических проблем с надежностью. Недовольство Проста зрело, и по одной из легенд перед Гран-при Японии он выплеснул свой гнев в прессу: «Машина напоминает грузовик, ей невозможно управлять. Весь год я говорю им, что нужно делать, но никто меня не слушает».
После этапа в Японии француз был уволен, а на финальной гонке его заменил тест-пилот команды Джанни Морбиделли.
Сам Прост спустя годы в интервью F1 Racing поведал другие обстоятельства:
Ален Прост: «Без политики не обошлось. Я был уволен только лишь за свои намерения, а в команде тем временем нашли мотив в виде фразы про грузовик – этого им было достаточно… Вы лично слышали то интервью? Попробуйте найти хоть кого-то, кто его слышал. Просто когда мы хотели начать судебное разбирательство, мы попросили у команды запись, но они ее так и не нашли. Забавно, да?»
Ален вовсе не собирался покидать «Феррари», более того, видел себя не только гонщиком, но и одновременно спортивным директором команды. Не без нажима со стороны Проста в разгар сезона был уволен предыдущий директор – Чезаре Фьорио. Новый – Клаудио Ламбарди – от греха подальше избавился от амбициозного гонщика.
Арну был из плеяды талантливых французских гонщиков эпохи 70-80-х годов прошлого века. Жан-Пьер Жабуй, Жак Лаффит, Ален Прост, Патрик Тамбе, Дидье Пирони, Патрик Депайе – все они выигрывали гран-при, а то и боролись за титул. И Арну был не последним в этом списке. Он присоединился к Жабую в «Рено», учил ездить эту машину и периодически осчастлививал французов своими победами.
Но с приходом в команду молодого Проста в 1981-м успехи Рене несколько померкли на фоне результатов Алена. Тот почти сходу стал бороться за титул, тогда как Арну блистал разве что в квалификациях. В 82-м году Арну стал выступать лучше, но иногда шел вразрез с приказами команды и не помогал Просту сражаться за чемпионат. В конце сезона его пригласил к себе Энцо Феррари, который лишился двух гонщиков за несколько месяцев, и Рене не стал отказываться.
Первый год получился хорошим: борьба за титул до последнего этапа и Кубок Конструкторов, принесенный команде на пару с Патриком Тамбэ. Но дальше француз вновь оказался в тени молодого гонщика – на сей раз Микеле Альборето, итальянца в итальянской команде… Что произошло после первого этапа 1985-го в Бразилии, когда Арну неожиданно покинул «Феррари»? Остается только гадать. Сам Рене в недавнем интервью Motorsport мало что сказал:
Рене Арну: «Никто не знает (почему я ушел из «Феррари»). После того Гран-при у меня возникла проблема с одним человеком — и я пошел к Энцо… Вообще, в том году у нас была нормальная машина — но по какой-то причине она не подходила лично мне. Множество людей пытались расколоть меня, но ни у кого не получилось (узнать правду об увольнении)».
Слухи ходили разные, но в основном они сходились к одному: старик Феррари не захотел иметь дело со скандальным французом, вероятно, требовавшим особого отношения к себе на фоне Альборето, и предпочел от него избавиться, отдав вторую машину шведу Стефану Йоханссону. Но это только слухи.
Niki Lauda’s shock announcement that he was quitting F1 after just a few laps in the new Brabham BT49 at Montreal, 1979, meant Ricardo Zunino was drafted in — initially using all Lauda’s abandoned gear — before getting his own lid sorted for his GP debut OTDI 1979
???????????????? #F1 pic.twitter.com/MPpc5f6u7T
— Stuart Dent (@Stuart_Dent) September 30, 2018
Случайные люди не оказываются в топ-командах? Забудьте! Рикардо как раз такой человек. В 1979-м году на Гран-при Канады Ники Лауда, только что подписавший новый контракт с Brabham, проехал несколько кругов на неудачной, медленной и ненадежной BT49 в первой практике, после чего вылез из кокпита со словами: «Как же меня ***** (достала) эта езда по кругу» и ушел в закат, оставив разве что шлем и гоночный костюм. Берни Эклстоун, владелец «Брэбэма», объявил в громкоговоритель, что готов предоставить машину любому, у кого есть соответствующая лицензия. Таким человеком, как вы понимаете, оказался Рикардо Сунино – пилот «Формулы-2» и британского чемпионата «Формула-1 Аврора» (был и такой, да), где даже выигрывал гонки.
Но нельзя сказать, что эта история строится чистой воды на совпадениях. У Рикардо уже были планы сколотить команду в чемпионате мира, купив «бэушный» «Брэбэм», он познакомился с Берни и даже провел небольшую обкатку одной из машин Эклстоуна в Сильверстоуне. Но в Канаду, на свое счастье, он полетел действительно как зритель.
Так или иначе, напялив шлем и комбинезон Лауды, Сунино сел за руль. В Канаде он едва не набрал очки, а в США на заключительном этапе сезона попал в десятку в квалификации. Эклстоун решил, что этого достаточно, и подписал контракт с пилотом на выступления в 1980 году.
Чутье обмануло Эклстоуна. В то время, как Нельсон Пике боролся с пилотами «Уильямс» за титул, Сунино прозябал во втором десятке, а в Монако и вовсе не смог квалифицироваться. Единственное светлое пятно – седьмое место на старте Гран-при Испании, постфактум исключенного из зачета чемпионата мира, а потому и забытого. Не проездив и половину сезона, Сунино был заменен на мексиканца Гектора Ребаке.
Йос превзошел своего сына: в один год он успел побывать не только «заменителем», но и тем, кого заменили. Впечатлив людей из паддока на сентябрьских тестах 1993 года за «Эрроуз» в Эшториле, молодой чемпион немецкой «Формулы-3» получил несколько предложений о работе в «Формуле-1» и подписал контракт тест-пилота команды «Бенеттон».
Итальянцы из Энстоуна словами Флавио Бриаторе скромно заявляли о своих планах выигрывать чуть чаще, чем раз в год, но, имея отличную машину, помноженную на безграничный талант Михаэля Шумахера, в реальности могли доминировать над всеми, кроме Айртона Сенны. Место во втором кокпите занял талантливый финн Юрки Ярвилехто. Не успел сезон начаться, как Юрки выбыл из строя – на предсезонных тестах он попал в аварию и повредил шею.
Флавио пришлось сажать неопытного Йоса. Ферстаппен сходу ничем не впечатлил, разве что покувыркался в знаменитой аварии в Бразилии. Но оправившийся Ярвилехто оказался не лучше, слишком много проигрывал Шумахеру, и после четырех гонок был понижен до тест-пилота. Йос вернулся, выступал относительно неплохо, даже однажды поднялся на подиум (еще один достался ему от дисквалифицированного в Бельгии Шумахера), но на фоне Михаэля это было каплей в море. Ферстаппену даже не дали закончить сезон.
Йос Ферстаппен: «Шумахер жульничал. Когда мы вместе гонялись в картинге, он ни разу меня не опередил. Можно подумать, что я ищу оправдания, но я просто знаю, что его машина была не такой, как у меня. Я ездил на пределе, но едва мог удержать машину. Как это получалось у Шумахера? Все дело в электронных помощниках. Они никогда этого не признают, но я в этом убежден. Да, я несколько раз пилотировал машину Михаэля, но не мог ехать настолько быстро как он. Просто системы, которые использовал Михаэль, тогда не были установлены в машине».
Флавио Бриаторе, который в 1994-м стал совладельцем «Лижье», выкупил контракт Джонни Херберта у издыхающего «Лотуса» и посадил его в свою команду. И англичанин настолько хорошо выступил в единственной гонке, что впечатлил Флавио, и тот немедленно предложил Херберту место в «Бенеттоне» на два финальных этапа и сезон-1995. Ферстаппен вновь вернулся к работе тест-пилотом, совмещая ее с выступлениями за не самые сильные коллективы.