Июн
18
Опубликовано: 18 Июн 2019
Рубрика: Спорт | Автор: admin

Многочисленные исследования и социологические замеры, проведенные российскими и зарубежными учеными (социологами, психологами, обществоведами, политологами) на протяжении последних тридцати лет, свидетельствуют о наличии серьезных проблем в советско-российском обществе (напомним, что Россия де-юре является правоприемницей Советского Союза).

По мнению экспертов, сегодня Россия представляет собой традиционное общество, частично модернизированное, частично разрушенное. С одной стороны, дезинтеграция традиционных основ значительно опережает рост модернизированного сектора, объем позитивных социальных инноваций много меньше объема разрушений. С другой стороны, остро сказывается потеря многих прежних модернизационных завоеваний.

И российская экономика, и российская политика, и практически все сферы жизни общества находятся сегодня в переходном периоде. В глубинке в нем еще сохраняются отдельные черты советского уклада жизни. В целом же психология населения россии характеризуется как тревожная: значительная часть населения страны утратила ориентиры будущего, вынуждена жить «одним днем», а точнее – выживать. По данным специалистов Института психологии РАН, в России так называемый «композитный индекс», вычисляемый из нескольких статистических показателей (количества самоубийств, психических заболеваний, убийств, разводов, социального сиротства, смертности от болезней нервной системы и органов чувств и т.д.), сегодня ниже аналогичного показателя не только западноевропейских стран, но и Белоруссии и Украины.

Более того, российские психологи (см. А.В. Юревич, М.А. Юревич «Нравственность современного российского общества: психологический анализ». М.: ИП РАН, 2013) оценивают динамику изменения психологического состояния российского общества как негативную. По их мнению, «нашему обществу в значительной мере свойственны такие характеристики, как агрессивность, апатия, безыдейность, бесправие, беспринципность, бесцеремонность, враждебность, грубость, жестокость, ксенофобия, ложь, наглость, насилие, невоспитанность, пустословие, сквернословие, хамство», а «наиболее выраженными отрицательными характеристиками современного российского общества являются алчность, меркантильность и эгоизм». Понятно, что нарисованная ими картина носит сугубо обобщенный, не учитывающий индивидуальные различия и многие другие нюансы.

Глубокий психолого-моральный кризис российского общества заставил отдельных экспертов заговорить о формировании в нем «консорциумов зла», состоящих не только из людей, систематически нарушающих нормы морали, но и идеологов такого нарушения, предпринимающих порой небезуспешные попытки оправдать его в общественном сознании, что, в свою очередь, ведет к «экстремализации зла», к появлению более радикальных форм его проявления. При этом безнравственное поведение становится нормой, дополняется антинравственным поведением как не просто нарушающим нравственные устои, но и имеющим целью их разрушение. В результате в восприятии действительности у значительной части наших соотечественников, в особенности представителей молодого поколения, стирается грань между «добром» и «злом» как основа нравственного сознания и поведения. Как здесь не вспомнить случай, произошедший с выдающимся русским философом Владимиром Соловьевым во время его путешествия в Африку. Будучи там, философ поинтересовался у местного аборигена, в чем разница между «добром» и «злом». Ответ его поразил: «Зло, — сказал абориген, — это когда на меня нападает сосед, избивает до полусмерти, отбирает мой скот и мою жену, а добро — это когда я нападаю на соседа, избиваю его до полусмерти, отбираю его скот и его жену». Неужели в самом деле подобная прагматичность представлений об этих важнейших моральных категориях характерна и для современной России? Если это так, то становится страшно.

Так, почему же такое стало возможным на фоне постоянно декларируемой властью политической и экономической стабильности? По мнению экспертов, на психологическое состояние нашего общества в большей степени оказывает влияние не «размер общего пирога», а справедливость (или несправедливость) его распределения, которую можно оценить по так называемому «индексу Джини», учитывающему соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения. Россия сегодня с показателем 42,2 занимает первое место среди стран с развитой и переходной экономикой (для сравнения Украина – 27,5, Беларусь – 27,2, Казахстан – 26,8).

Если уж мы коснулись печальной статистики, то и продолжим ее. По числу убийств и по смертности от отравления алкоголем – наша страна занимает первое место в Европе и СНГ, от дорожно-транспортных происшествий – третье, по числу самоубийств уступает только Литве, по продолжительности жизни –последнее месте среди стран с развитой и переходной экономикой. По естественному приросту населения Россия находится на одном из последних мест в Европе, по числу разводов – на первом месте, а по индексу коррупции за 2013 год Россия – на 133 позиции в мире (из 176 возможных).

Пожалуй, главное, что определяет психологические проблемы современного российского общества – это чувство социальной несправедливости, социальной незащищенности, отсутствия личной безопасности, неуверенность в завтрашнем дне; утрата смысла жизни и жизненных перспектив. Отсюда и широкое распространение тревожности, депрессии, фобий, безразличия к происходящему, повышенная агрессивность, нравственная деградация, криминализация сознания, конфликт поколений. В итоге , свобода понимается как вседозволенность.

По мнению экспертов, сегодня инициатива людей, высокие нравственные ценности не выдерживают тяжести социально-деструктивных процессов (продолжающегося разрушения производства, отсутствия производительных мотиваций, криминализации и люмпенизации населения). Доминирование этих процессов в социальной трансформации стало серьезным фактором для ценностной дезориентации российского общества. С одной стороны, данное явление объективно отражает происходящие изменения в социальной структуре общества, а с другой стороны, предопределяет способность этого общества адаптироваться к дальнейшим изменениям в нем. Именно духовные основы индивидуумов предопределяют дальнейшие процессы развития новых социально-экономических условий, их поисковую активность и ценностный выбор.

Приходится констатировать отсутствие в современном российском обществе консолидирующей и возвышающей общественной идеи, девальвацию нравственных ценностей и традиций, экспансию суррогатов культуры на фоне ее коммерциализации. Социальное неравенство, представленное диаметрально противоположными состояниями – от избыточного богатства «новых богатых» до постоянных лишений «новых бедных» – породило у большей части населения настроения социально-экономической несостоятельности, безысходности, невозможности улучшить положение за счет собственных усилий. Причем, эти настроения становятся все более устойчивыми, длительными, словом — перманентными.

Эксперты отмечают, что чувствительность и требовательность граждан к психологической атмосфере в обществе, а также критичность к происходящему нарастают по мере удовлетворения их материальных потребностей. Это согласуется с теорией мотивации видного американского психолога Абрахама Маслоу, которая гласит, что неудовлетворенность основных материальных потребностей вынуждает концентрироваться именно на них, оттесняя на второй план психологические проблемы.

Аналогично предположить, что данная закономерность применима и в отношении социально-политического состояния общества. При этом важнейшее значение приобретает дефицит смысложизненных ориентаций у значительной части населения, прежде всего, отсутствие внятной национальной идеи, что также предопределяет рост массовой неудовлетворенности происходящим у членов общества. Если цель жизни состоит лишь в выживании и удовлетворении первичных материальных потребностей, то их отсутствие переживается индивидуумами более остро, а такие «психофизиологические» факторы, как отношения в семье; дружба, общение; личная безопасность и безопасность семьи; состояние здоровья человека и членов его семьи уходят на второй план. Человек, поставленный в такие условия, так же мало интересуется и озабочивается экономической и политической ситуацией в стране; творческой самореализацией на работе и вне работы; социальной инфраструктурой и экологией.
Анализируя негативные процессы, происходящие в психосфере российского общества, эксперты отмечают, что с ростом свободы в обществе у его членов высвобождаются не только лучшие, но и худшие качества. Даже у тех, кто не поддался негативным тенденциям, неблагоприятные изменения окружения вызвали значительное ухудшение психологического состояния, прежде всего, в виде потери чувства психологической безопасности. Поразительно, но даже некоторые позитивные качества, которые, казалось бы, должны были проявиться в результате реализации либеральных реформ и приобретения людьми большей свободы, становятся редкостью. Речь идет, например, о таких качествах как интеллектуальность и креативность, которые (как показывает опыт зарубежных стран), как правило, наоборот, стимулируются рыночной экономикой. Эксперты увязывают это со спецификой отечественного варианта рыночной экономики, с ее не инновационным, а спекулятивно-сырьевым характером.

Результаты комплексного исследования специалистов Института психологии РАН под руководством Андрея Юревича свидетельствуют о следующем. Во-первых, позитивные изменения в экономическом состоянии общества не влекут автоматическое улучшение его психологического состояния, напротив, они могут сопровождаться его ухудшением. Во-вторых, повышение уровня жизни и общая стабилизация в стране не заменяет человеку психологического комфорта, и часто делают его отсутствие еще более ощутимым. В-третьих, при улучшении экономической ситуации именно психологические проблемы общества выходят на первый план. А раз это так, то и решение этих проблем должно стать одним из важнейших приоритетов государственной политики.

К сожалению, до последнего времени этой проблеме власть должного внимания не уделяла. Об этом еще в 2009 году с горечью писал один из основоположников отечественной эргономики и инженерной психологии Георгий Зараковский: «национальные проекты и другие предпринимаемые властными институтами меры вряд ли будут достаточно эффективными, поскольку не подкреплены действиями, направленными на повышение психологического качества населения, несмотря на то, что в выступлениях президента РФ, в программе фактически правящей партии «Единая Россия» много говорится о человеке как основной движущей силе социально-экономического развития».

И вот, наконец, в декабре 2012 года президент России Владимир Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию произнес то, о чем много лет говорили эксперты – о необходимости развития в стране духовных ценностей, культурного и нравственного подъема: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Предстоит многое сделать и власти, и обществу для того, чтобы эти слова превратились в действительно стратегически важное заявление. А для этого необходимо, чтобы преобладающим типом личности в российском обществе стал, по выражению философа Питирима Сорокина, не «агрессивный эгоист» с его агрессивно-стяжательной установкой, который препятствует созданию инновационной экономики, а «созидательный альтруист», способный коренным образом изменить в лучшую сторону психологическое состояние нашего общества.

Последние записи:

    Комментарии к записи Население России и его психология отключены    Далее   

    Комментарии закрыты.