Поул и преимущество в скорости не помогли.
До 29 сентября «Мерседес» выигрывал пять Гран-при России подряд: буквально каждый заезд по «Сочи Автодрому». Каждый – без шансов: мощь мотора и навыки пилотов (Хэмилтону и Боттасу трасса подходит идеально) постоянно решали все в пользу чемпионов.
Именно поэтому квалификация в Краснодарском крае имела огромное значение: «Феррари» не просто выиграла четвертый поул подряд и доказала свою силу, но и сделала это на вотчине «Мерседеса». При этом Шарль Леклер привез Льюису Хэмилтону аж 0,4 секунды – вряд ли у кого-то возникли сомнения в том, что SF90 просто быстрее и непременно должна победить и прервать умопомрачительную серию главного соперника.
Но это же Скудерия. Она просто не может спокойно добраться до финиша без скандалов, драмы и фэйлов – что-то непременно выстрелит. И если в Сингапуре обошлось и итальянцы привезли в Маранелло кубки за две первые позиции, то в Сочи вышел натуральный цирк, завершившийся поражением.
Будущая драма зародилась еще после квалификации, когда у Леклера спросили, доволен ли он поулом.
«Старт всегда очень важен, но здесь, возможно, даже важнее – из-за длины стартовой прямой. Мне кажется, это не лучшая трасса для того, чтобы стартовать первым».
Да, на «Сочи Автодроме» и правда очень долгий путь от решетки до второго поворота (первый тут считается виражом только формально и проезжается с полным газом) – так что важность непосредственно отрыва с места немного снижается. В дело включается новый фактор: слипстрим. Если умело подстроиться сопернику в хвост, то можно успеть набрать впечатляющую скорость – и атаковать (либо защитить выигранную позицию) на первой же зоне торможения. Именно это провернул Валттери Боттас в 2017-м, обокрав обе «Феррари».
Теперь же Скудерия решила стратегически обыграть «Мерседес», используя тот же эффект: по договоренности между пилотами, Леклер предоставил Феттелю слипстрим и не боролся с напарником в первом повороте, чтобы помочь ему обойти Хэмилтона. В итоге же Себ возглавил гонку после второго поворота.
Доказательства существования этого соглашения можно найти не только в радиопереговорах с Леклером – №5 подтвердил уговор после финиша заезда, да и достаточно взглянуть на повтор, чтобы увидеть нетипичные для обороны места действия Шарля.
Смотрите: Феттель висит в точности за напарником, не меняя траектории. Хэмилтон пытается его выдавить из слипстрима, но Себ слишком хорошо стартовал.
Половину стартовой прямой №5 проехал ровно за №16 – и все это время он еще даже не приблизился на дистанцию атаки.
Поведение Леклера доказывает наличие соглашения: он вел себя совсем не как при обороне. В каждый из этих моментов Шарль мог сместиться во внутреннюю траекторию и отдать Себу внешнюю – а немец уже несколько раз в сезоне (в Китае и Испании) блокировал колеса и проигрывал гонки при попытках подобных атак. Но монегаск железно придерживался этой траектории и позволил напарнику выбрать внутреннюю примерно на середине прямой.
До поворота еще добрых метров 200, Феттель сместился для атаки, но Леклер и не думает обороняться и захлопывать калитку – так №16 и доехал до второго места.
При защите так просто никто не делает – больше всего это похоже на размен позициями при командной тактике. Шарль подтвердил это в послегоночном интервью.
«Конечно, Себ очень хорошо стартовал, но мы одинаково хорошо сорвались с места. А после этого я остался слева, чтобы дать Себу слипстрим».
План «Феррари» и правда сработал – алые болиды возглавили заезд, но самое интересное было впереди.
Не прошло и нескольких кругов, как Леклеру сообщили о предстоящем размене позициями – по сообщениям гоночного инженера монегаска, Себ должен был вернуть первую позицию немедленно – похоже, именно так сторона №16 трактовала соглашение между пилотами.
У Феттеля оказалось другое мнение: он ответил командному мостику, что обогнал бы всех в любом случае. Когда же в «Феррари» продолжили настаивать на размене местами, Себ предложил Шарлю подъехать поближе – просто к тому моменту немец установил несколько лучших кругов и оторвался на 1,5 секунды. Сброс скорости для сокращения такого гандикапа сожрал бы кучу времени, чрезмерно охладил машину и позволил бы Льюису Хэмилтону подобраться на дистанцию атаки – формально в логике Феттелю отказать было нельзя.
Тем не менее, Леклер же ответил: «В данный момент сократить отрыв невозможно» – то есть по сути предложил напарнику все равно рискнуть своей гонкой, постоянно напоминая командному мостику о решении «задвинуть его назад».
В «Феррари» еще несколько раз предложили Феттелю посторониться, но в ответ услышали только молчание и помехи.
Результатом обсуждения стало решение, принятое на десятом круге – отложить разборку до более поздних фаз гонки, поскольку Хэмилтон и правда оказался слишком близко.
Ответ №16 оказался фееричным.
«Я полностью понимаю. Единственная вещь, которую я уважаю… Я дал слипстрим – без проблем. Потом мне пришлось атаковать в начале гонки и перегревать шины, но все равно – нет проблем».
К вопросу командной тактики в радиопереговорах больше не возвращались: Леклера просто зазвали первым на пит-стоп, а потом затянули остановку Феттеля на 4 лишних круга и чуть-чуть придержали Себа в боксах (его обслужили за 3 секунды против 2,5 у Шарля). Тем не менее, всего этого монегаску едва хватило, чтобы выйти вперед: только с помощью команды он сократил 4 секунды отрыва – его напарник, например, в Сингапуре столько же отыграл всего за одну петлю на свежих шинах.
Как бы то ни было, статус-кво был восстановлен: Шарль вышел в фактические лидеры заезда, а Феттель стал вторым.
Именно из-за этого становится совершенно непонятно: зачем вообще нужен был цирк с радиопереговорами и командной тактикой на первых же кругах гонки? Ведь в конце концов все равно команда выбрала опцию, изобретенную еще в 90-х – можно было сразу просто оставить приоритет пит-стопа у Леклера и провернуть все то же самое без скандалов и разборок.
Тем более, что в тот конкретный момент выяснение субординации реально выглядело абсолютно неуместной: Феттель демонстрировал мощный темп, и запихивать его под Шарля было немного странно. №16 в свою очередь никак не мог догнать напарника и ехал медленнее, так что его притязания на первое место в непосредственной близости от Хэмилтона звучали странно.
Что-то подобное мы уже видели и слышали 22 сентября во время заезда по Сингапуру: тогда Леклера зазвали в боксы всего на круг позже, но из-за космического круга Феттеля Шарль все равно оказался вторым. Обиженный монегаск принялся ныть по радио и требовать первое место обратно, но командный мостик не пожелал рисковать дублем.
К слову, перед Гран-при России №16 признал, что проявил слишком много эмоций и несдержанности.
«Совсем необязательно было реагировать так эмоционально. Команда все сделала правильно, мы финишировали на первом и втором местах. В машине сложно сдержать эмоции, много адреналина. Иногда нужно лучше контролировать себя в подобных ситуациях или, как бы сказать повежливее… просто заткнуться!».
Похоже, на собственных ошибках Шарль не учится.
Многие тифози решили, что Себ специально нарушил соглашение за выходку напарника в квалификации на Гран-при Италии: №16 должен был разгонять товарища слипстримом в решающей попытке третьего сегмента, но (по версии стороны Феттеля) воспользовался развившимся трэшем и как бы случайно придержал немца, не позволив ему начать круг.
В итоге Шарль взял поул в Монце, став кумиром всех местных болельщиков, а Себа обрек на море насмешек. Естественно, в команде возник внутренний конфликт, сошедший на нет после победы монегаска в гонке.
Так реально ли Феттель мстил Леклеру за Италию? На самом деле вряд ли.
Судя по всем обсуждениям по радио, в «Феррари» просто не ждали отличного старта Себа в Сочи – никто и не предполагал, что он объедет не только Хэмилтона, но и самого Шарля. Тем более мало кто рассматривал последующую скорость немца: по сути, когда Феттель начал штамповать лучший круг за лучшим кругом и отрываться, команда никак не смогла ему оппонировать и только повторяла свои требования. №5 же счел их необоснованными как раз из-за блестящего старта: судя по всему, он решил, что обогнал бы напарника и «Мерседес» без соглашений, так что выполнять их уже не обязательно – особенно раз он намного быстрее.
В итоге каждая из сторон оказалась по-своему права: Феттель был реально быстрее и верно говорил насчет потери времени, Леклер реально помог напарнику, а команда пыталась соблюсти соглашение, хоть и в неподходящих для этого условиях.
Именно поэтому нельзя винить конкретных гонщиков: вся ответственность лежит на стратегическом штабе и принимающих решения людях. Они сперва не предусмотрели все возможные развития событий и создали предпосылки для конфликта, а потом еще и не настояли на своем, превратив договор и хорошую идею в чистый цирк. Особенно когда проблема запросто решалась через все тот же более ранний пит-стоп.
Именно из-за гениев в форме «Феррари» оба гонщика теперь выглядят плохо и снова вернулись в конфликтную зону.
Маттиа Бинотто признал это в послегоночном интервью.
«Чтобы победить «Мерседес», нужно действовать идеально. Сегодня мы не были идеальны, во многих смыслах. Я чувствую горечь разочарования, – объяснил босс Скудерии. – Что касается тактики: мы попросили Шарля дать Себастьяну слипстрим, чтобы обе машины вышли в лидеры гонки. И это сработало. Но Себ стартовал настолько хорошо, что ему даже не потребовалась помощь, он бы неизбежно вышел в лидеры. Здесь нам нужно было четче прояснить ситуацию обоим гонщикам».
На пит-стопе Феттель узнал не только о потере лидерства: тогда у него впервые возникли проблемы с силовой установкой. Круг спустя гоночный инженер потребовал у него остановиться как можно скорее, чтобы не допустить критического повреждения мотора – в таком случае следующую гонку Себ начал бы с последнего ряда из-за перерасхода деталей.
№5 нашел зону безопасности, в которую обычно закатывают машины, и сошел там – по словам пилота, чтобы не допустить появления автомобиля безопасности. Его расчет не сработал – маршалы все равно включили режим виртуального сэйфти-кара, и пересидевший конкурентов на трассе Льюис Хэмилтон провел пит-стоп с меньшей потерей времени и остался в лидерах.
Фактически в «Феррари» никак не могли повлиять на такое развитие ситуации (кроме, естественно, самой поломки): любая стратегия диктовала им более раннюю остановку из-за выбора «софта» для стартового отрезка. «Мерседес» же пошел по пути длинной поездки на более выносливом, но менее быстром «медиуме» – как раз поэтому №44 и оказался впереди конкурентов в момент поломки на машине Феттеля. Просто она случилась в самый неудачный момент – в «Формуле-1» так бывает. Единственное, что могли бы предпринять инженеры Скудерии – остановить своего пилота еще в боксах, но тогда, наверное, степень серьезности поломки не была очевидна.
В результате Леклеру пришлось ехать на второй пит-стоп, поскольку он единственным в топ-группе оставался на «медиуме» – все соперники перешли на «софт». В «Феррари» еще хотели посражаться за победу, а против Хэмилтона на самой быстрой резине у них точно не было шансов – поэтому монегаска и остановили вновь. После получения второго комплекта покрышек он вернулся за Боттасом – одним из главных мастеров обороны в современной «Формуле-1». Итог закономерен: Валлтери сдержал Леклера, и команда из Маранелло снова ничего не могла сделать для исправления ситуации.
Скорее всего, сам Шарль просто был недостаточно быстр в гонке: и на первом отрезке на «софте», и после раннего пит-стопа на «медиуме» (четыре круга на свежих шинах для отыгрыша всего 4 секунд – это реально много), и также далеко не по-чемпионски сражался с Боттасом в конце. Вряд ли после четырех поулов и двух побед стоит его за это критиковать, но проиграла сегодня не только «Феррари», но и лично Леклер.