Янв
14
Опубликовано: 14 Янв 2023
Рубрика: Разное | Автор: admin

Нам нужен «шмелик» не хуже норвежского — и уже сейчас

Очевидно, что беспилотные летательные аппараты сегодня являются одним из ключевых направлений развития высокотехнологичного вооружения, убедительным подтверждением чего стали десять месяцев специальной военной операции.

Ныне в современном мире на стадии реализации находится порядка семи сотен программ, направленных на создание новых беспилотников, девятнадцать стран уже имеют собственные БПЛА, а девять из них испытали их потенциальные возможности в условиях реальных боевых действий. О «Предейторах» и «Орланах» говорить не будем — речь сегодня пойдет о куда меньших по размеру «специзделиях».

Специалисты утверждают, что беспилотники нано- и микро-класса позволяют тактическим группам решать поставленные задачи в ходе специальных, миротворческих и контртеррористических операций предельно минимизируя потери. Малоразмерные БПЛА определяют безопасность, мобильность и осведомленность подразделения (группы), становясь ключевым элементом общевойскового боя.

Беспилотные летательные аппараты микро- и нано-класса принадлежат к семейству тактических БПЛА ближнего радиуса действия. Они отличаются быстрым развертыванием в боевое состояние и возможностью их использования для кратковременного целеуказания или наблюдения. В модельном ряду этих классов присутствуют системы, размеры которых варьируются от «запускаемых с плеча» до «запускаемых с ладони». Оснащаются такие БПЛА, как правило, электрическими силовыми агрегатами, обеспечивающими нахождение в воздухе от двадцати до шестидесяти минут. Профильные специалисты придерживаются следующей классификации:

к нано-классу относят БПЛА взлетной массой 0,05−0,3 килограмма и дальностью полета 1,5−2,0 километра; взлетный вес беспилотников микро-класса варьируется от трех до пяти килограммов, дальность действия не превышает десяти километров, а практический потолок высоты — трех тысяч метров. В качестве их основных преимуществ позиционируют: малоразмерность, снимающую любые вопросы о транспортировке, постоянную готовность к боевому применению, заключающемуся в кратковременном поиске угрожающих целей и наблюдении на линии боевого соприкосновения, универсальность, малозаметность и относительную бесшумность функционирования.

Как водится, не обошлось и без определенных недостатков. Таковыми признаются существенные ограничения эксплуатации, вызванные погодными условиями и временем суток. Туман, ветер, скорость которого превышает 15 м/с, сильный дождь, туман или снегопад в значительной мере затрудняют использование беспилотников этих классов. Кроме того, нано- и микро-БПЛА обладают довольно низким уровнем живучести, обусловленным, прежде всего, слабой устойчивостью к механическим и физическим воздействиям. Случайное попадание осколка или даже резкий порыв ветра способен вызвать потерю беспилотником пространственного положения и последующий срыв в неконтролируемый полет. Как правило, это характерно для БПЛА коптерного (вертолетного) типа.

Не стоит при использовании малоразмерных беспилотников рассчитывать и на высокий уровень «интеллектуальности» или технической надежности при функционировании в автономном режиме, что объясняется их более чем скромными массогабаритными характеристиками, не позволяющими, пока (!), разместить всю необходимую «интеллектуальную» начинку. И в дополнение, так сказать, вишенка на торте, выражающаяся в недостаточной защищенности каналов передачи данных и радиоуправления, обусловленная подверженностью негативному воздействию радиоэлектронных помех.

Предвидя недоуменные вопросы оппонентов, зачем нужны столь несовершенные изделия, объясню, что проекты БПЛА нано- и микро-класса отечественных производителей до сих пор находятся на стадии разработки. Некоторые из них были продемонстрированы на экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2022». К ним можно отнести образцы, представленные компаниями АО «Плаз», АО «КТ-Беспилотные системы» или ООО «ЮВС Авиа». Этими представителями отечественного ВПК достаточно успешно разрабатываются сложные малогабаритные системы массой 0,15−1,0 килограмма, выстроенные по схеме квадрокоптер и способные не только осуществлять поиск труднодоступных объектов и наблюдение за ними, но и с высокой точностью определять их местоположение.

На специальной полосе препятствий отечественные беспилотники нано- и микро-класса наглядно продемонстрировали свой потенциал, выполняя разведывательный облет разрушенных помещений, фортификационных сооружений и строительных завалов. Специалисты воочию увидели работу в полуавтоматическом и ручном режимах, использование в процессе мониторинга ситуации в условиях городской застройки и при проведении скрытой разведки, а также в ходе поисково-спасательных операций. Тем не менее, это пока лишь опытные образцы. Однако в перспективе у них использование в качестве важнейшего элемента боевой экипировке солдата будущего.

В соответствии все с теми же перспективными планами в состав этой экипировки будут интегрированы современные средства связи, экзоскелеты и новейшие робототехнические комплексы. Оснащение малоразмерных беспилотных разведывательных комплексов камерами ночного видения позволяет вести разведку в течение получаса в радиусе порядка двухсот метров, передавая изображение на очки или забрало шлема.

Туда же проецируются карты местности, команды управления и остальной комплекс сформированных данных. Кроме того, в проекте перспективной боевой экипировки предполагается реализация технологии инфракрасной незаметности, препятствующей обнаружению и идентификации противником российского военнослужащего при помощи ПНВ или тепловизора. А возможность оперативного обмена информацией в режиме реального времени не только повысит эффективность боевого применения, но и существенно упростит взаимодействие между подразделениями.

Сегодня признанными лидерами в разработке беспилотных летательных аппаратов нано- и микро-класса являются Израиль и Соединенные Штаты Америки. Неплохих результатов в этом направлении добились Китай, Норвегия, Южная Корея, Австралия, Франция и Индия.

Самым совершенным по мнению экспертного сообщества представителем малоразмерных БПЛА нано-класса, произведенным за пределами России, считают норвежский Prox Dynamics. Масса всего комплекса, включающего в свой состав два 180-граммовых беспилотника, запасные аккумуляторные батареи и наземную станцию управления, составляет всего 1,3 килограмма. Модульная платформа обеспечивает оперативное изменение конфигурации в соответствии с конкретной боевой задачей. Примечательно, что полет Prox Dynamics со скоростью 25 км/ч и продолжительностью 25 минут не в состоянии прервать ни дождь, ни даже порывы ветра, достигающие 30 км/ч.

Аккумулятор одинаково быстро заряжается как от промышленной сети переменного тока, так и от бортовой автомобильной сети, достигая 90% емкости всего за 25 минут. Максимальная дальность удаления норвежского нано-беспилотника без потери связи с базовой станцией составляет 2000 метров. Проще говоря, у представителей отечественной «оборонки», специализирующихся на разработке и создании беспилотных летательных аппаратов данного класса, существуют четко очерченная конечная цель. Они довольно точно представляют будущий результат своей работы, что позволяет надеяться на достаточно быстрое его достижение.

Ведь несмотря на сложности и проблемы, спорить с тем, что на сегодняшний день комплексы БПЛА нано- и микро-класса являются боевыми средствами высокой эффективности, способными оперативно решать самый широкий круг задач в тактическом звене, как минимум, бесперспективно. И что не менее важно, из-за своих размеров они остаются очень и очень непростой целью как для объектовой, так и для войсковой противовоздушной обороны.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: