Передовая и тыловые части: «В охранении колонн велосипед изобретать не надо»

Горький урок: в первые дни операции на Украине мы понесли потери, так как тыловые колонны не успевали за боевыми частями. И попадали под удар.

Своими соображениями о том, как обеспечить безопасность тыловых подразделений снабжения на Украине, с нами делится участник боевых действий, полковник запаса Сергей Леона.

—  В охранении тыловых колонн велосипед изобретать не надо, — говорит Сергей Анатольевич. —  Надо только вспомнить афганский и чеченский опыт и добавить в него новой специфики.

Причины потерь кроются в организации войсковой разведки, походного охранения, отсутствия сторожевого охранения маршрутов и обученности тыловых подразделений.

В годы Великой Отечественной войны охраной тыла нашей армии занимался Народный комиссариат внутренних дел. В него тогда входили и пограничные войска. И вот они-то, кстати, несли основную тяжесть по охране тыла действующей армии.

Основными задачами войск, выделенных для охраны тылов, являются:

Выявление и задержание агентуры противника. Ликвидация диверсантов. Борьба с дезертирством и мародерством. Охрана коммуникаций (в том числе и дорог). Сбор трофейного оружия, ликвидация складов с боеприпасами и оружием, материально-технических баз, оставленных противником Охрана армейских приемных пунктов военнопленных.

Эти войска высылали патрули, выставляли дозоры и контрольно-пропускные пункты, делали секреты, засады, их разведывательно-поисковые группы активно и успешно проводили рейды.

В Афганистане после первых же нападений на наши колонны для охраны важных стратегических объектов выделялись специальные подразделения мотострелков.

На серпантинах через каждые три-четыре километра выставлялись посты — от двух отделений до взвода. Практически на каждом посту был свой танк. Имелись специальные площадки для отдыха проходящих колонн.

Все инженерные сооружения были выложены из камня. Часть подходов к постам была заминирована. Возможные места засад противника были или заминированы, или пристреляны артиллерий. Разведчики полка постоянно делали засады на вероятных направлениях выхода противника к дороге.

Ночью дежурили на позициях порядка половины личного состава. Одиночные машины не пропускались.

Неисправные машины эвакуационные группы колонн буксировали до постов. На дороге их никогда не бросали. В каждом батальоне имелось три маневренные группы для оказания помощи постам в случае нападения противника. Проходившие колонны прикрывались вертолётами.

Практически все можно калькировать на Украину. Но есть нюансы. Во-первых, перед выдвижением колонны надо проводить разведку местности с помощью тех же беспилотников. Стоит ли для этого рисковать личным составом и отправлять разведку вдоль трассы — большой вопрос. Слишком велик риск нарваться на засаду.

Во-вторых, нужно законодательным образом (указом, приказом, распоряжением, постановлением) запретить на российской и украинской территориях съемку выдвигаемой военной техники. Меня неприятно поразил тот факт, что на границе между Россией и Украиной, оказывается, стоят целые толпы людей, которые снимают проход российских колонн. Куда они передают потом эту геолокацию? Украинской стороне — чтобы те уже заранее готовили засады?

Кстати, офис Зеленского уже ввел уголовную ответственность за съемку на камеры регистрации и айфоны движущейся военной техники. Надо срочно сделать это и нам.

Третье. «Сканировать» трассу беспилотниками нужно непрерывно и «по ходу пьесы» — в процессе движения колонны. Диверсанты могут скрытно подобраться к ней в любой момент. Особенно если это позволяет рельеф местности.

В-четвертых, колонны должны сопровождаться вертолетными парами. Вертолетчики обязаны подавлять ракетами «воздух-земля» и пулеметным огнем любую инициативу диверсионных групп, если те будут обнаружены в зоне колонн.

В-пятых, необходимо классическое боевое охранение колонн — головное, боковое и тыловое прикрытие. Это вообще классика жанра — вам об этом расскажет «зеленый» курсант любого военного училища.

В самой колонне через определенное количество машин должны двигаться БТР со штатным вооружением. В идеале перед колонной должен находиться саперный бронетранспортер с катком и тралом, а в самой колонне находиться саперное подразделение. Очень помогли бы прохождению техники комендатуры, военно-гражданские администрации и органы правопорядка на местах.

Уже только ленивый не признал, что армия на освобожденной территории не должна оставлять в своих тылах неподконтрольные населенные пункты и вакуум власти. Там должны сидеть наши люди. Непосредственно перед походом техники на вверенной им территории они тоже должны проводить мониторинг трасс и прилегающей к ним местности.

У них должна быть своя техника и мотоманевренные группы, которые могли бы свободно продвигаться вдоль трассы перед проходом колонн. В идеале у них должен быть свой подсобный аппарат, некий актив из местных жителей, которые либо по убеждению, либо за вознаграждение будут сообщать о любых подозрительных людях, которые появятся вдоль трасс.

Мы в Афганистане никогда и никому не платили за безопасность на дорогах. А американцы платили. Это вопрос до сих пор дискуссионный.

Я считаю, на Украине информаторам платить можно. И нужно. Жизнь наших солдат и офицеров дороже любых денег. Вообще местную власть надо максимально «прикручивать» к нашей безопасности. Они тоже должны быть за нее в ответе. Особенно власть в населенных пунктах, расположенных вдоль трасс. И нести личную, персональную ответственность за «молчание автоматов» на вверенной территории.

Вполне возможно, что на придорожных участках, как и в Афганистане, придется действовать группам спецназа, которые будут выявлять диверсантов. Украина нафарширована наемниками, которые бегают по нашим тылам. Они могут появиться в любом месте и в любое время. Многие диверсанты передвигаются на легковых автомобилях.

Поэтому перед выездом в населенные пункты и выездами из них должны быть установлены хорошо оборудованные блок-посты с правом досмотра всех подозрительных машин. Между прочим, такие посты у нас до сих пор стоят на Кавказе, и там вахтовым методом работают прикомандированные сотрудники Росгвардии.

Кроме того, должна быть значительно улучшение подготовка личного состава тыловых частей.

В армии, к сожалению, укоренился стереотип, что тыловой боец — это вроде как не совсем воин. Это заблуждение. Пока у нас спокойного тыла нет, и солдат подразделений снабжения тоже должен уметь бегать, как ковбой, и стрелять, как его лошадь. Он должен использовать каждую складку местности для укрытия, и активно вести бой.

Я не исключаю минирования отдельных особо опасных участков трасс, где могут быть организованы засады. Причем мины могут быть и с самоподрывом.

Мало того. Атака на нефтебазу в Белгороде и эксцессы с кораблем в Бердянске показали, что враг может действовать и на море, и на нашей территории.

В Очакове, на неподконтрольной нам территории до сих пор действует центр подготовки морских диверсантов. Эти «морские котики» могут принести нашему флоту массу хлопот. В том числе и гражданскому.

Безопасность судов на море — это отдельный громадный комплекс мер. И весь перечисленный комплекс мероприятий по охране дорог и на море может действовать и в приграничных с Украиной районах.

Источник

Последние записи:

    Post a Comment
    Имя:
    Почта:
    Сайт:
    Сообщение: